Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике Пушкина («К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «Узник», «Памятник»)
Я гимны прежние пою…
А. С. Пушкин. Орион.
В чем притягательная сила пушкинского слова? Прежде всего, в его художественности. Нет ничего лишнего. Каждое слово, каждая буква стоит на своем месте.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Это начальные строки из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».
С самого начала творческого пути Пушкин заявил о себе как человек, горячо любящий Родину. Счастье отчизны для него неразделимо с понятием «свобода».
В 1817 году в одном из своих самых первых стихотворений, оде «Вольность», поэт писал:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Пушкин с болью замечает, что Россия далека от совершенства:
Увы! Куда не брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор.
Неволи немощные слезы.
В некоторых строках оды мы отчетливо видим призыв к борьбе. Обращаясь к истории России, поэт заявляет, что его страна найдет выход из «оков самовластья». К царям же он обращается с поучительной речью;
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Конечно, философские размышления юного поэта (Пушкину было всего 18 лет) во многом наивны. Но сколько в них искренности, благородства! Стремление служить Отчизне звучит и в стихотворении «К Чаадаеву».
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Написанное в форме дружеского послания, стихотворение звучит доверительно. Убедительны, оптимистичны строки, в которых огромная вера в прекрасное будущее страны:
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
И даже юношеское тщеславие кажется нам обоснованным: Россия и поэт неразделимы.
Думы о счастье, свободе Родины не покидает поэта ни на минуту. О чем бы ни писал поэт, его мысли вновь возвращаются к размышлениям о счастье отчизны. Как подтверждение — стихотворение «Деревня», написанное в 1819 году.
Композиционно произведение делится на 2 части. Первая — это пейзажная зарисовка. Размеренный ритм, спокойствие полутонов:
Я твой: люблю твой темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые лучи в кустарниках шумят.
Вторая часть совсем иная по настроению. Гнев слышится в строках:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона…
И риторическим остается вопрос, завершающий произведение:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее пот манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Погрязшая в рабстве, Россия кажется поэту-патриоту тюрьмой, и без труда мы улавливаем аллегорию, на которой основано стихотворение «Узник».:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой верный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет за окном.
Удивительно, еще в начальной школе, впервые услышав это стихотворение, я не могла провести грань между двумя лирическими героями. Птица и человек слились в детском воображении воедино. Сейчас мне кажется, что в этом восприятии отразилась идея стихотворения — стремление пушкинского героя стать свободным как птица.:
Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
Туда, где за тучей синеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда. Где гуляет лишь ветер… да я!..
Подводя итог своему творчеству, в стихотворении-завещании «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», как одно из самых важных своих достижений Пушкин называет верность идеалам юности — стремление к свободе:
И долго буду там любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Белинский писал, что великий поэт потому велик, что «корни его страданий и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории». Будучи патриотом, Пушкин всем сердцем жаждал увидеть Россию процветающей, а значит, свободной.
Этим объясняется высокая гражданственность его поэзии.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема свободы в лирике Пушкина