Борьба есть условие жизни…» В. Г. Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — В. В. Липатов. «И это все о нем…».)

Если вдуматься, то большинство произведений литераторов повествуют о борьбе чего-то с чем-то. Герои борются с откровенным злом, отстаивают свои принципы, вступают в схватку за любовь, за идею, за высокие идеалы.
Излюбленная тема Виля Липатова — борьба с мещанством. С вниманием естествоиспытателя, со страстью бойца исследует писатель различные виды социального эгоизма, все глубже вглядывается в современную психологию индивидуалиста, обывателя. И что особенно важно: Липатов исследует поведение мещанина не только в быту, но и в острейших

конфликтах и коллизиях современного труда.
Стихия мещанства сложна и многообразна. Сюда входят различные компоненты. Не только стяжательство, не только приспособленчество, не только карьеризм, но и пошлость, цинизм, духовная убогость и ограниченность, душевная черствость, равнодушие к человеку.
Не на голом месте возник в творчестве Липатова социальный тип современного мещанина, воплощенный им в характерах. В одной из своих первых повестей — «Шестеро» — писатель нащупывает характер, побитый молью индивидуализма. Это тракторист Гулин, вкупе с пятью товарищами перегоняющий тракторы в глубинный леспромхоз.
Живет в нем неутоленное стремление стоять над людьми, первенствовать, командовать. А когда приходит час трудного испытания на человеческую прочность, Гулин ломается В чем причина этой хлипкости? Быть может, в том, что природная сила не подкреплена у Гулина чувством ответственности, долга. Ведь всю жизнь он беспокоился только о себе самом..
Так же намерена прожить свою жизнь Виктория Перелыгина из повести «Стрежень»С обывательской философией жизни механика Изюмина идет в повести «Глухая мята» напряженный и непримиримый спор. Этот спор, собственно, проходит через все творчество Липатова, кончая романом «И это все о нем…».
Излюбленная тема борьбы с мещанством соединена с детективным сюжетом. Впрочем, сюжет этот в романе, так же как и в его повестях о «деревенском» детективе Анискине, не самоцель. Он подчинен решению нравственной задачи: выяснению тех социально-психологических обстоятельств, которые Привели к гибели Евгения Столетова.
Вчерашний десятиклассник Женя Столетов погиб в схватке с мещанством, воплощенным в образе мастера лесоразработок Петра Петровича Гасилова, под началом которого Женя работал и в дочку которого Людмилу был влюблен. Он погиб в результате несчастного случая, однако ни эта ситуация, ни детективная линия, связанная с бывшим уголовником Заварзи-ным, не составляют суть романа. Настоящая суть — в противостоянии Столетова и Гасилова.
Борьба молодежного коллектива против «гасиловщины» воплощает прежде всего гражданские начала жизни. Называя Гасилова «мещанином на простейших электронных лампах», Столетов имеет в виду элементарность его сугубо эгоистичных целей. Однако «гасиловщина» обладает огромной притягательной и деморализующей силой, развращающей людей. Когда технорук Петухов взирает на своего подчиненного, мастера леса Гасилова, «в его глазах легко читаются две четкие, откровенно бесстыдные, голые мысли — восторженное: «Вот как надо жить!» — и мрачное, почти угрожающее, непоколебимое: «Ладно, ладно! Я скоро буду жить еще лучше!»
Духовную, подлинно одухотворенную силу олицетворяет Евгений Столетов. Это борец с героическим характером.



spacer
Борьба есть условие жизни…» В. Г. Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — В. В. Липатов. «И это все о нем…».)