Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина

Творчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.


В творчестве поэта особо выделяют тему “поэта и поэзии”. К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская поэзия, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Поэт, по Пушкину обязан выступать против рабства во всех его формах. Наиболее ярко эти идеи отражены в оде “Вольность” и стихотворении “К Н. Я. Плюсковой”.
В них поэт “воспевает свободу миру”, стремиться “на тронах поразить порок”. Он горд тем, что не хвалил “земных богов”, что сильным мира сего “кадилом лести не кадил”, что он “пел на троне добродетель” и что его “неподкупный голос” “был эхо русского народа”. Свобода для Пушкина – одно из главнейших условий творчества поэта. Однако это не свобода романтической личности от норм и законов общества, не безграничная свобода, состоящая в противопоставлении себя миру. Свобода состоит в осознанном следовании своему призванию.
Характерным в этом отношении является стихотворение “Поэт”, в котором Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое – до того, как его посетит вдохновение, и второе – после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, “малодушно” погруженного в “заботы суетного света”. Его “лира” молчит, душа “вкушает хладный сон”. Пушкин ставит своего героя даже ниже других “детей ничтожных мира”. Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют “забавы мира”, его уже не интересует “людская молва”, он становиться “дик и суров”, удаляется от мира, “звуков и смятенья полн”, чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин, в отличие от романтиков, не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант – лишь Божественный дар, а поэт – проводник “божественного глагола” в нашем мире. В этом смысле поэт – служитель Бога, и для него в момент принесения “священной жертвы” звучит только “глас свыше”. Для него перестает существовать остальной мир, “народные кумиры” не властны над ним. Но это не печать “богоизбранности” или некой исключительности. Поэт лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди.
Подтверждением сказанного и одновременно его развитием может служить другое стихотворения Пушкина – “Пророк”.
Стихотворение также состоит из нескольких частей. В первой части описывается состояние “пророка” до того, как “Бога глас к нему воззвал”. Он, “томимый духовной жаждой”, “в пустыне мрачной влачился”. Во второй части описывается его встреча с посланником Бога – “шестикрылым серафимом”, который производит с ним определенные действия – выражается “грешный язык, и празднословный, и лукавый” и вставляет на его место “жало мудрыя змеи”. Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно. Его восприятие мира меняется, поэт становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третье части поэт слышит “Бога глас”, который “взывает” к нему, побуждая “видеть” и “внимать” и, “обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей”.
Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он “исполняется волей” Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
Итак, тема поэта и поэзии одна из центральных тем в творчестве Пушкина. Его понимание предназначения поэта и сущности поэтического дара глубоко гуманистично и связано с понятием свободы.
Поэт, по Пушкину, – это человек, наделенный более чутким слухом, чем другие, который среди “шума суетного мира” может услышать “глас Божий” и поведать о нем остальному миру.
Характерно в этом отношении также стихотворение “Поэт и толпа”, где Пушкин показывает своего антипода – поэт, не делающий снизойти до народа, понять его настроение.
Романтической поэтике, философии индивидуализма, трагическому видению предназначения поэта и фатальному одиночеству романтического героя Пушкин противопоставил высокий гуманизм, основанный на принятии законов бытия, идеи Божественности и благословенности жизни во всех ее проявлениях, а также возвысил поэзию до великого дела служения людям.



spacer
Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина