Свобода духа в лирике А. С. Пушкина. Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пушкина?

В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, “тайном страже свободы”, грозе несговорчивых тиранов, о вожде восставших сербов Георгии Черном – “Дочери Карагеоргия”, о Байроне или Наполеоне -“Наполеон”, “К морю”, о своих думах и повседневных занятиях в посланиях друзьям, – мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик.
В послании “Дельвигу” опальный поэт провозгласил: “Одна свобода мой кумир”.


Стихотворение “К морю” можно назвать эпилогом романтического творчества. Пушкин в нем прощался с югом, с романтизмом, подводя итог южному периоду своей творческой судьбы. Это произведение навеяно образами грандиозной южной природы, безбрежными просторами Черного моря. Образ моря многозначен: это не только действительное Черное море, это и романтический символ абсолютной свободы, это и выражение свободной, гордой человеческой души, ее “непокорности”, ее “своенравных” порывов. Море для поэта – символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной ее духу. Образ моря, созданный Пушкиным,
прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону, только своей прихоти. Стихия не терпит никакого принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека: “Моей души предел желанный”.
Свойства человеческой личности непосредственно связываются с качествами “свободной стихии”. Человеку тоже присущи и “гордая краса” и своенравные порывы”, и мощь мысли и чувства.
Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о “судьбах людей” в мире:
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.
Той стихийной вольности, какая свойственна морю и душе поэта, нет в действительности. Порыв к свободе остается неосуществленным. Свободной стихии противопоставлен “скучный, неподвижный брег”, т. е. прозаическая, косная реальность. Мир природы как бы растворяется в субъективном мире автора:
Мир опустел…Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Пушкин понимает, что бежать некуда: “за тучей белеет гора”. Но в этом стихотворении нет безысходности, т. к. пришло понимание, что свобода в душе каждого человека. С этого момента понятие свободы утрачивает политическое содержание и становится эстетико-философской категорией.
В этом стихотворении Пушкин прощается со своими мечтами о свободе, со своими надеждами на скорое осуществление свободолюбивых чаяний декабристов. Однако наперекор пессимистическому опыту истории, Пушкин завершает свое стихотворение оптимистической нотой, обещая сохранить “торжественную красу” моря, перенести ее в “пустыни молчаливы” михайловской ссылки. Это было клятвой верности свободной стихии, идеалам юности и свободы.
В конце 1820-х годов в лирике Пушкина появляется философское осмысление темы “вольности”.
Анчар – притча о цене за нарушение природного закона свободы, Пять из девяти строф стихотворения обрисовывают “грозное” порождение природы. Анчар – “древо смерти”. Он напоен ядом, на нем печать гнева природы, и это проклятие не дерзает нарушить никто, кроме человека.
Глубочайшее философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года “Анчар”. С первых строк возникает образ часового, стоящего на границе и охраняющего один мир от вторжения другого. Пустыня обретает черты особого мира – мира Анчара. Это мир зла, так как яд Анчара изливается не из мести, а от переизбытка: “Яд каплет сквозь его кору…”. Зло Анчара страшно своей беспричинностью. Вторая часть стихотворения рассказывает о людях:
Но человека человек…
Перед Анчаром не люди, которые должны объединиться и бороться со злом, а господа и рабы. Одного “властного взгляда” достаточно рабу, чтобы пойти за смертью и на смерть. “Бедный раб”, умирающий у “ног Непобедимого владыки”, вызывает у Пушкина презрение, так как смирение раба есть проявление его духовного рабства, как и чувство вседозволенности, руководящее “владыкой”, ибо духовная свобода не имеет ничего общего ни с вседозволенностью, ни с рабской покорностью. Через духовное рабство входит в мир людей яд Анчара.



spacer
Свобода духа в лирике А. С. Пушкина. Как реализуется идеал абсолютной духовной свободы в лирике Пушкина?