“Моя тема-тема о России” (по лирике А. А. Блока)

На мой взгляд, смело можно сказать, что А. А. Блок – поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме Родины – теме России. Хрестоматийным является ответ Блока на просьбу прочитать что-то из его сочинений о родной стране – “Это все о России”. Именно поэтому, чтобы полно охватить данную тему, следует рассматривать все периоды творчества поэта.
В ранней лирике Блока тема России тесно связана с образом Прекрасной Дамы. Этот образ олицетворяет Вечную Женственность – то, что, по мнению поэта, увлекавшегося

в ту пору философией В. Соловьева, может спасти Россию.
В цикле “Стихов о Прекрасной Даме” мы наблюдаем неудовлетворенность молодого поэта действительностью, видим его страстное желание внести в окружающую реальность гармонию:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Стоит заметить, что этот цикл – сугубо символистский, романтический, никак не связанный с социальной проблематикой, реальными жизненными проблемами. Молодой поэт ощущает себя выше всех этих “земных неустройств”, он хочет решить вопрос “глубже,
серьезнее”, в иных сферах.
Но, по мере взросления Блока-человека, происходит и взросление Блока-поэта. Уже в следующем стихотворном цикле он обращается к социальной проблематике – в его произведениях начинает резко звучать критика социального устройства России, “зверской” психологии “хозяев жизни” и сочувствие к обездоленным.
Характерными в этом плане являются стихотворения “Фабрика” и “Сытые”. В “Фабрике” поэт создает мистический образ завода-монстра, поглощающего человеческие жизни: “Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине”.
“Сытые” продолжают эту тему, раскрывая точку зрения поэта на тех, кто “вершит судьбы” народа (“На лицах – желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги”), а также на вопрос изменения существующего порядка вещей:
Пусть доживут свой век привычно –
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям – неприлично
Их старой скуке подражать.
И опять Блок возлагает надежды о перерождении мира на красоту, которая, по его глубокому убеждению, должна спасти мир (“Незнакомка”): “И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль”.
Дальнейшее творчество Блока, на мой взгляд, это все больший отход от абстракции, отвлеченных рассуждений и попытка жить в реальном мире российской действительности, видеть и решать насущные проблемы. Знаковым в этом отношении является стихотворение 1907 года “О, весна без конца и без краю…”, в котором Блок провозглашает свое “да”:
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
Поэт, повернувшийся “лицом” к существующей реальности, очень остро переживает все конфликты и социальные противоречия окружающей жизни. Подтверждение тому – стихотворение “На железной дороге”, в которой резким контрастом звучит прелесть молодости, жажда жизни, растоптанная безжалостной жизнью: “Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно”.
Своей кульминации тема России в творчестве Блока достигает к 1908 году – к моменту создания цикла “Родина”. В него входят шедевральные произведения поэта – стихотворения “Россия”, “Коршун”, “Да, так велит мне вдохновенье”, исторический цикл “На поле Куликовом”. В них Родина представлена как верховная, высшая ценность, которой подчинено и посвящено все в жизни лирического героя.
Куликовская битва в восприятии поэта – это символическое событие, которому суждено возвращение. Личная судьба лирического героя отождествляется здесь с судьбой Родины, герой готов погибнуть за Россию. Его мучает вопрос: “Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?” Но в стихах цикла ощутима и надежда на победное и светлое будущее.
Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока – стихотворение “Россия”. Образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. “Нищая Россия” наделена в стихотворении человеческими чертами: “Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!”
Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути, общий для героя и его страны честный путь с “широко открытыми глазами” (“Да, так велит мне вдохновенье”):
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне…
Финальным произхведением Блока о Родине можно считать, на мой взгляд, его поэму “Двенадцать”. Здесь художник провозглашает итог своих размышлений, философских и социальных раздумий. Этот итог можно считать оптимистическим – в “Двенадцати” звучит вера поэта в человека, в его разум, в душу, в счастье:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Таким образом, тема России в поэзии Блока глубока и многоаспектна. Она включает в себя размышления о многих проблемах – о России и народе, о России и истории, об особенностях русского национального самосознания. Патриотическая тема тесным образом связана у поэта с проблематикой “страшного мира”, с любовной лирикой и т. д.
Кроме того, в развитии блоковской темы Родины прослеживается глубокая литературная традиция – связь с поэзией “золотого века” (Пушкин, Лермонтов, Некрасов). Но, безусловно, решение этой темы у поэта глубоко самобытно. В его представлении связь с родиной – глубоко интимная связь, именно поэтому только в его лирике встречаются сближения России с женой, возлюбленной, Богородицей…



spacer
“Моя тема-тема о России” (по лирике А. А. Блока)