Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?

События 1825 года стали для мыслящих людей поколения Пушкина тем рубежом, который разделил историю России на “до” и “после”, трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I. Поэтому вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые волновали русское общество начала XIX века.
Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу Отчизны. А после всеобщего

ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.
В стихотворении 1827 года “Арион” Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На руль склонясь, наш кормщик умный
/> В молчании правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн –
Пловцам я пел…
В оде “Вольность” проглядывают мотивы радищевской “Вольности”: та же непримиримость с силами зла, желание бороться до конца. Поэт бесстрашно бросает вызов сильным мира сего, он азартен до безрассудства:
Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы…
Но сам автор не верит, что тираны “склонятся” к справедливости. К чему же призывает поэт? К свержению царской власти? Нет, он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.
Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является “с вольностью святой законов мощных сочетанье”. Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа. В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов. Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве – русского царя Павла I.
Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании “Во глубине сибирских руд”. Философское понимание свободы не уводит Пушкина от “прежних гимнов”, от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы. По мнению поэта, ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.
Глубокое философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года “Анчар”. В первой же строфе “Анчара” возникает образ “часового”. Часовой стоит на границе, охраняет один мир от другого, особого мира, мира Анчара. Это мир огромного зла, ибо яд Анчара изливается не из мести, а от его переизбытка: “Яд каплет сквозь его кору”:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
Тигр – воплощение жестокости, но это жестокость понятная, оправданная. Хищник разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого, что голоден. Зло Анчара – именно абстрактное зло, страшное своею беспричинностью. По сути, в этом стихотворении привычному человеческому миру противостоит антимир зла.
Почти одновременно с “Анчаром” написаны “Стансы”, в которых поэт верит в великое предназначение России. Он обращается к образу Петра I, желает быть ему под стать, зовет за собой поколение, обязанное не уронить былой славы отчизны:
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни,
Но правдой он привлек сердца…
Тема свободы – очень важная тема для каждого человека. В жизни и в творчестве Пушкина она занимала особое место, потому что власть всегда пыталась ограничить свободу поэта. Поэтому стихи Пушкина, посвященные этой проблеме, эмоционально проникновенны и предельно откровенны. Свобода, предназначение человека, любовь к родной стране – вот о чем заставляют задуматься его вольнолюбивые произведения. Раз эти стихи не стареют, проходят сквозь века, революции, значит, они находят отклик в сердцах читателей. Это значит, что свобода – это то идеальное состояние, к которому всегда нужно стремиться.