Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

А. С. Пушкин рано начал ощущать себя поэтом. Известно, что писать стихи он начал, еще учась в Лицее. Именно здесь будущий великий поэт осознал свое предназначение, свой смысл существования. Однако размышлять о земной миссии Художника слова, искать ответы на мучительные вопросы творчества Пушкин будет на протяжении всей своей жизни.
Так, стихотворение “Поэт” (1827) на мой взгляд, в полной мере отражает пушкинскую концепцию поэта и поэзии. В этом произведении художник слова предстает существом, отмеченным Богом, наделенным частью его силы,

но в то же время обычным, земным человеком.
Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть “всех ничтожней” среди “детей ничтожных мира”. Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается – это уже человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать “божественный глагол”.
В этот момент свою прежнюю жизнь поэт оценивает как “забавы мира”, людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается его душа: “Душа поэта
встрепенется, Как пробудившийся орел”.
Позднее, в стихотворении “Эхо” Пушкин создает емкую метафору, в которой выразил закон существования поэта в мире: поэт – эхо мира – слышит и отражает все его звуки, но самого художника не может выразить никто:
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов –
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва…
Наверное, самым значимым, во многом обобщающим, стихотворением, отражающим представления Пушкина о роли поэта и поэзии, является его “Пророк” (1826). Думаю, что поэт и пророк, образы которых не раз встречаются в пушкинской лирике, имеют немало общего (“вещие” зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог – и никто другой – призывает обоих к служению. Можно сказать, что поэт – своеобразный вариант пророка на земле, который воздействует на людей через свое творчество, через слово.
Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, люди ждут огненных слов. Бог посылает поэта в мир, чтобы тот “глаголом” жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно – “угль, пылающий огнем”):
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Важно отметить, что в процессе “преображения, превращения” сам поэт испытывает страшные муки – за свою “избранность” он платит кровью и слезами: “Как труп в пустыне я лежал”. Возможно, поэт и сам не всегда рад собственной миссии, но в эти моменты он превращается в “проводника”. Художник должен выполнять то, что велит ему высшая сила:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Но нельзя думать, будто поэт совершенно лишен собственной воли. Бог наделяет художника “избранными” качествами – он может видеть и узнавать то, что недоступно простым смертным. Однако поэт, отражая мир, может придумывать свои средства для его отражения, то есть поэт полностью свободен в выборе всех творческих способов. С помощью них поэт обращается к людям, открывая им правду о жизни и о них самих.
Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. Стихотворение “Поэт и толпа” – тому подтверждение. Твердость, решительность, взыскательность, презрение к “суду глупца”, к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Поэт слышит весь мир и должен быть глух только к мнению “непосвященных”.
Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”(1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в его поэтических манифестах. “Слово” и “дело” поэта совпали. Чеканная последняя строфа стихотворения подводит итог пушкинским размышлениям о свободе и звучит как завещание русской поэзии:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Таким образом, размышления о предназначении поэта и поэзии занимают одно из главных мест в творчестве А. С. Пушкина. По его мнению, поэт и его творчество принадлежат к высшему миру. Их миссия на этой земле – раскрывать людям правду о них самих и о жизни в целом, о законах Вселенной.
Творческий путь труден и тернист, он посвящен служению человечеству, однако истинным судьей для поэта может быть лишь он сам и Господь Бог.



spacer
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина