Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака

Б. Л. Пастернак (1890 – 1960) – “талант исключительного своеобразия”, как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов.
Очень многообразна тематика поэзии Пастернака. Одной из основных вопросов его творчества является тема поэта и поэзии. Особенно часто Пастернак обращается к этой теме в своих

ранних произведениях.
Стихотворения “Близнец в тучах” и “Поверх барьеров” относятся именно к раннему периоду творчества поэта. Поэтому эти произведения еще недоработаны, во многом наивны, но тем сильнее и ярче пробивается в них основная поэтическая мысль, выраженная в строчках:
Очам и снам моим просторней
Сновать в туманах без меня.
Мы видим, что Пастернак как бы отдает стихам всю свободу, всю жизнь во всем ее многообразии. Получается, что поэт здесь взят жизнью “напрокат” как средство выражения, “уст безвестных разговор”. То есть, мы видим, что произведениям поэт особо не нужен. Он существует
лишь для того, чтобы читать свои стихи. Эта мысль Пастернака, выраженная в одном стихотворении, станет впоследствии одной из главных в его поэзии.
Отношение поэзии, искусства к реальному миру, к миру людей и вещей раскрывается у молодого Пастернака через органы чувств: осязание, звучание, ритмику. Внутренняя тема стихотворения осмысливается поэтом, но она никогда не задается, не подсказывается им.
Как уже было сказано, стихотворение живет своей собственной жизнью. Оно рисует человека, картины природы и т. д. Мы чувствуем отношение в стихотворении ко всему этому, к миру вещей, к реальному миру. Так Пастернак раскрывает нам проблему поэзии и действительности.
Вообще, у поэта с миром вещей свои, особенные, связи. У него все вещи, близкие человеку, тоже несут какие-то чувства, будто они живые. Возможно, что это происходит из-за того, что вещи постоянно сопровождают человека в жизни, беря от него частичку и становясь частично “живыми”:
Сегодня мы исполним грусть его –
Так верно встречи обо мне сказали,
Таков был лавок сумрак, таково
Окно с мечтой смятенною азалий.
О, город мой, весь день, весь день сегодня
Не сходит с уст твоих печаль моя!
Как видим, у Пастернака такие понятия, как “встречи”, очеловечены: “встречи… сказали”, “об окне с мечтой”, “о городе в печали”. Именно таким, живым, представляется поэту неживой мир природы, реальный мир.
Мы понимаем, что поэт может “вставить” себя в мир вещей в стихотворении, показать себя миру:
Взглянув в окно, даю проспекту
Моей походкою играть…
Но и тут он всего лишь “ненареченный некто”. Поэт обезличен, его не видно в толпе таких же безликих людей.
В “Поверх барьеров” Пастернак выразил одно из лучших своих определений поэзии:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Земной садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Так рождался и складывался образ поэзии в лирике Пастернака. В стихотворениях Пастернака, где поэзия является темой, ее образ предстает в различных образах, взятых из жизни людей и из мира природы.
В ранних сборниках Пастернака этот, своеобразный, образ поэзии пробивал себе дорогу среди других, которые были созданы до этого. Есть здесь и райская лира (“Эдем”), и поэтические застолья (“Пиршество”), и “нищенское ханство” поэтов-изгоев (“Посвященье”).
Итак, мы видим, что тема поэта и поэзии является одним из главных тем в творчестве Пастернака. Эта проблема глубоко рассматривается поэтом на протяжении всего его творческого пути, развиваясь и получая новые оттенки, смыслы.



spacer
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака