Эти строки А. Т. Твардовского относятся к XX веку — наверное, самому сложному, противоречивому, многогранному периоду истории человечества. XX век запомнится нам как эпоха величайших открытий и достижений человека и трагедией двух мировых войн и множества локальных конфликтов, как время культурного расцвета, который тем не менее прерывался периодами глубочайшего нравственного упадка, как век, одновременно жуткий и удивительно интересный для людей, живших в эту пору. Действительно, «недоброй памяти дела», упомянутые А. Т. Твардовским, соседствуют здесь с прекрасными, справедливыми поступками, образуя крайне противоречивый образ XX века, полный добра и зла, красоты и безобразия, света и тьмы. Очевидно, что в этой небольшой работе невозможно охватить даже малую часть событий этой эпохи, поэтому мы остановимся на наиболее, на мой взгляд, значимом периоде жизни России — на гражданской войне 1918-1921 годов, рассматривая ее сквозь призму литературных произведений, посвященных тому времени.
Одна из самых трагических страниц в истории нашей страны, Гражданская война не могла не отразиться в произведениях писателей той эпохи; более того, ей посвящено такое множество романов, повестей и стихов, что в данной работе мы отметим только самые, на мой взгляд, основные — «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармию» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева, «Белую гвардию» М. Булгакова и «Доктора Живаго» Б. Пастернака. В каждом из этих произведений отразились не только конкретные события рассматриваемого периода, но и их последствия, поэтому на этом материале мы можем подробно проанализировать «недоброй памяти дела» Гражданской войны. Как мне кажется, последние можно разделить на две группы: одни из них относятся к реальной жизни, а вторые — к духовной сфере.
Среди первых следует, прежде всего, выделить гибель миллионов людей. Любая война — это, прежде всего, бессмысленное убийство, которому не может быть оправданий, а Гражданская война в этом плане отличается от остальных в худшую сторону. Именно в этот период свершаются такие жестокие дела, как убийство Михаилом Кошевым беззащитного деда Гришани в ответ на расправу, которую Дмитрий Коршунов учинил над семьей Кошевого. Этот пример из «Тихого Дона» Шолохова иллюстрирует типичную для того времени ситуацию.
Возможно, менее отвратительными, но не менее страшными последствиями Гражданской войны являются нищета, разруха, голод. Это не просто период, в который нарушается привычный уклад жизни, — это время, в которое происходят коренные изменения в обществе, полная и бесповоротная ломка старой жизни. Вообще говоря, революционные изменения редко приносят пользу обществу, в отличие от эволюционных, но даже если это и происходит, то тем не менее это всегда сопровождается огромными жертвами. Под жертвами мы подразумеваем не только гибель людей, но и их сломанные судьбы, духовный кризис, который переживает почти каждый современник таких событий, тяготы жизни, вызванные революционными изменениями, разлад человека с самим собой и с окружающим его миром.
Возможно, что духовные последствия гражданской войны являются значительно более ужасными, чем те, с которыми люди столкнулись в реальной жизни. Постоянное насилие стирает грань между хорошим и плохим, вызывает очерствение души даже у таких людей с сильным характером, как Григорий Мелехов. Но в этом герое еще остается что-то светлое, и это проявляется в его страданиях после убийства мальчика-матроса: «Братцы, нет мне прощения! …Смерти предайте!..» На людей же со слабым характером и неокрепшей психикой постоянное насилие оказывает катастрофическое влияние. Такого человека нам с ужасающей точностью описал И. Бабель в рассказе «Письмо» из цикла «Конармия». Мальчик Курдюков в письме своей матери бесстрастно рассказывает при гибель своего брата от рук отца и про убийство отца другим братом, перемежая свой рассказ просьбами лучше заботиться о его лошади.
Читая произведения о войне, можно прийти к выводу, что она обнажает худшие черты человека; в это время не существует твердого порядка, стабильности, а власть и право дают обладание оружием. Такая бесконтрольность человека приводит к тому, что он руководствуется своими желаниями, не размышляя о правах или интересах других людей, о последствиях своих действий. В такие моменты проявляется истинный характер человека, каков бы он ни был. Именно поэтому на страницах произведений о Гражданской войне мы часто встречаем случаи трусости, подлости, предательства, например, так поступают гетман и некоторые генералы в романе М. Булгакова «Белая гвардия», Мечик в романе А. Фадеева «Разгром». Часто встречаются в таких книгах и сцены пьянства, разврата.
Но все это не проходит бесследно даже для таких черствых людей, как Памфил Палых. В романе «Доктор Живаго» Пастернак показывает нам, как этот человек сходит с ума, не в силах примирить в своей душе бесконечную жестокость и любовь к детям. В конце концов он зарубил свою жену и всех своих детей, опасаясь, что они попадут в плен к «белым». Как мне кажется, лучше всего Палых характеризует следующая фраза из текста: «На рассвете он исчез из лагеря, как бежит от самого себя больное водобоязнью бешеное животное».
Но, к счастью, война обнажает и все хорошие стороны человеческой души. Именно поэтому герои романа М. Булгакова «Белая гвардия» находят во время этих страшных событий любовь, и конец произведения выглядит оптимистично, несмотря на все грядущие испытания. Поэтому доктору Живаго удается в это трудное время сохранить незапятнанной свою совесть и, не дожидаясь окончания братоубийственной войны, уйти домой к своей жене, поэтому Морозка погибает как герой, спасая отряд Левинсона, и, наконец, поэтому Григорий Мелехов возвращается-таки домой к своему сыну.
Итак, проанализировав произведения, посвященные гражданской войне, можно сделать вывод, что это был крайне сложный период для нашего народа в целом и для каждого человека в отдельности. Несомненно, война принесла много бед и страданий русской земле, но доброе начало в людях, тяга к честной, спокойной трудовой жизни все же оказалась сильнее, и поэтому мир на некоторое время снова установился в России.