Тема революции и гражданской войны в творчестве А. А. Фадеева

Революция и гражданская война – слишком масштабные события, чтобы не быть отраженными в литературе, и редкий писатель, их переживший, никак не коснулся ее в своем творчестве.
Ярко представлены эти темы в творчестве Александра Александровича Фадеева. Писатель, являясь партийным активистом, передавал через свои произведения положительное отношение к революции. “Я понял значения партии для судьбы народа и горжусь, что был принят в ее среду”, – писал он, вспоминая годы своей коммунистической юности. Будучи девятнадцатилетним юношей,

писатель уже был избран делегатом от дальневосточных большевиков на 10-ый съезд партии. Естественно, участие в революции на стороне коммунистов оставило след в его творчестве.
Первые произведения писателя – повесть “Разлив” и рассказ “Против течения” – были проникнуты революционным пафосом, они прославляли участников событий.
Роман “Разгром” был написан Фадеевым в Ростове и был издан в 1927 году. Тему произведения сам автор определял так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией. Происходит огромнейшая переделка людей”.

В основу событий произведения был положен действительный факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке. Нельзя отказать автору в смелости: он сознательно отказывается от изображения героического события гражданской войны и обращается к одному из ее драматических моментов.
Идея романа раскрывается на примере судьбы одного из революционных партизанских отрядов, действовавших в 1919 году в таежном Приморье. Ядро отряда составляют рабочие, “угольное племя”. Это командир шахтерского взвода Дубов, пожилой, но сильный человек; подрывник Гончаренко; шахтер Морозка.
Два взвода в отряде состоят из крестьян. Одним из них командует бывший пастух Метелица. Есть в отряде и представители интеллигенции: командир отряда Левинсон, бывший студент Чиж, бывший гимназист Мечик.
Образ Левинсона – это своего рода открытие Фадеева, его новаторство в подходе к изображению коммуниста, участвовавшего в гражданской войне. Левинсон внешностью не выделялся среди других партизан. Он был маленький, “неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды”. Однако насколько прост этот человек внешне, настолько сложен внутренне. Дальновидный и умный, герой добивается цели разными способами: в одних случаях он убеждает и разъясняет, в других, когда это необходимо, советует, в-третьих – приказывает. Он может быть даже жестокосердным. Левинсон обладал огромной силой убеждения. Но бывали случаи, когда необходимо было принуждение. Так, например, когда нужно было продовольствие, Левинсон отдал приказ угонять у мужиков коров. Герой делал это в силу революционного гуманизма, чтобы спасти отряд. Революция была для него превыше всего: “С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие”.
На основе огромного опыта революционной борьбы Левинсон определяет задачи коммуниста: “Видеть все так, как оно есть, – для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть”. Под влиянием командира отряда закаляются в революционной борьбе, поднимаются до героических подвигов бойцы-партизаны.
Морозка – опытный партизан, осознавший необходимость борьбы, но многое в нем и от старой жизни. Из-за личных дел он отказывается выполнять распоряжение командира – доставить пакет в другой отряд. Но под влиянием Левинсона Морозка начинает анализировать свои поступки, он осознает, что связь с отрядом для него дороже всего.
Бесстрашный разведчик Метелица, попав в беду, защищается до последнего, а перед смертью думает о том, что все самое большое и важное “он делал ради людей и для людей…”
Так, в судьбах действующих лиц романа раскрылся идейный замысел писателя – показать, как в революции происходила “переделка человеческого материала”, отсеивалось все чуждое революционным идеалам, формировались и закалялись в боях характеры будущих строителей социализма.
Фадеев после “Разгрома” приступил к осуществлению еще одного литературного замысла: широкой эпопее о революции и гражданской война на Дальнем Востоке. Его второй роман получил название “Последний герой из Удэге”. В течение десяти лет, начиная с 1929 года, Фадеев публиковал отдельными книгами четыре части романа. Автор предполагал написать еще две части, но 1941 год не дал осуществиться этим планам. Однако, и в незавершенном состоянии это произведение остается значительным явлением в отечественной литературе.
Такие события, как революция и война, не могли оставить равнодушным писателя Фадеева. Его произведения могут помочь нам, потомкам, разобраться во всем, осознать и осмыслить свою историю.



spacer
Тема революции и гражданской войны в творчестве А. А. Фадеева