Тема революции и гражданской войны в романе А. Фадеева “Разгром”

В основу событий романа А. Фадеева “Разгром” положен реальный исторический факт – разгром партизанского отряда на Дальнем Востоке Хотелось бы отметить новый подход Фадеева к освещению темы революции и гражданской войны. Дело в том, что подавляющее большинство писателей в 20-е года ХХ века стремились подчеркнуть героические моменты гражданской войны, Фадеев же не побоялся показать уязвимость красных партизан, ошибки и просчеты красных командиров.
В романе “тесный мирок партизанского отряда представляет собой художественную

миниатюру реальной картины большого исторического масштаба. Система образов “Разгрома”, взятая в целом, отразила реально-типическое соотношение основных социальных сил нашей революции”. Неслучайно, что рабочие, шахтеры, “угольное племя” составляли наиболее организованную и сознательную часть партизанского отряда. Это Дубов, Гончаренко, Бакланов, беззаветно преданные делу революции. Всех партизан объединяет единая цель борьбы.
Во главе отряда стоит Левинсон. Образ красного командира Левинсона – своего рода открытие Фадеева. Налицо его новаторство в изображении коммуниста. Прежде всего, Левинсон
не обладает внешней красотой и физической мощью: “Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен”. С виду Левинсон прост, внутренне же, напротив, это очень сложный человек.
Фадеев изображает красного командира, не стремясь к его идеализации. Напротив, он акцентирует внимание читателей на том, что “правильность” Левинсона давалась ему с трудом. Левинсон тщательно скрывает от других (а как же, ему ведь нужно вести людей за собой!), “подавляет”, “прячет” свои слабости. Его воспринимают как “человека особой, правильной породы”, и он делает все для поддержания этого имиджа. А ведь это обычный человек, которому бывает и страшно, и одиноко, и очень-очень трудно.
“Правильность” красного командира – своего рода “шаблонная” черта таких героев, но обычно она берет начало от их врожденного благородства. “Правильность” Левинсона сродни дальновидности, хитрости, ему приходится прилагать усилия, дабы выглядеть “правильным”.
Фадеев не боится показать красного командира Левинсона, совершающим поступки жестокие. Уж как не вяжется поступок Левинсона по отношению к корейцу с образом благородных красных командиров! У несчастного корейца многодетная семья, единственный шанс не умереть от голодной смерти – свинья. “Свинья тут у них пудов на десять, так они на нее молятся – мясо на всю зиму”. Кореец, “трясущийся, седоватый”, “упал на колени и, ерзая в траве бородой, стал целовать Левинсону ноги…” Левинсон “не поднял его” из страха, “что, сделав это, не выдержит и отменит свое приказание”.
Мне понравилось, что Фадеев не идеализирует образ Левинсона, но при этом не впадает в другую крайность – не рисует его только черной краской. Левинсону жалко корейца, у командира вовсе не злое сердце, он просто руководствуется революционным гуманизмом: на одной чаше весов – “маленькая судьба корейца и его семьи”, на другой – судьба революции, огромная и важная. Конечно, судьба революции превысила чаши весов.
У Фадеева нет сомнений: все, что делают большевики, – хорошо, все же остальное – плохо. Нельзя сказать, что те, кто защищает революцию, совершают насилие. Все их поступки – и убийство Фролова, и разорение семьи корейца – оправданы великой целью.
В романе Левинсон совершает поступок, который я считаю жестоким, идущим вразрез с нашими представления о красном командире. По его приказу убивают раненого Фролова. Да, конечно, я понимаю, это человек, мучительно медленно умирающий от полученной раны, для всех стал обузой. Он давно должен был умереть, но смерть медлит. А отряд должен уходить. И тогда Левинсон принимает решение ускорить уход из жизни несчастного умирающего Фролова. Он заставляет врача Сташинского подать Фролову, под видом, лекарства, яд. Что самое ужасное: несчастный догадался о своем страшном приговоре, но он настолько исстрадался, измучился, что принимает это достаточно спокойно. И все-таки, грешно и ужасно это – ускорить конец пусть и обреченного, но все-таки живого человека! Человека, у которого еще бьется сердце, у которого на рудниках сынишка! Какое жестокое решение!
Когда я прочитала роман Фадеева, не скрою, в душе осталось светлое чувство надежды на что-то хорошее. Левинсон говорит в конце книги: “…Нужно было жить и исполнять свои обязанности”. Он и окружающие его партизаны верят в прекрасную будущую жизнь. Они хотят бороться за нее, готовы все отдать, только бы построить коммунизм. Но все же, хотя сам Фадеев и писал, что его герои не идеальные, а совершенно обычные люди, нельзя не заметить, что они романтизированы писателем.
Фадеев считает, что цель революции оправдывает средства, которыми можно достичь ее, оправдывает “кровь по совести”, по выражению Достоевского.
Александр Фадеев через поступки и мысли своих героев дает понять, что другой дороги нет, революция, пусть и с кровью, жестокостью, – единственный способ что-то изменить на земле. “Видеть все так, как оно есть, – для того, чтобы изменить то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть”- вот кредо героев Фадеева.
У Фадеева же нет сомнений: все, что делают большевики, – хорошо, все же остальное – плохо. Нельзя сказать, что те, кто защищает революцию, совершают насилие: все их поступки – и убийство Фролова, и разорение семьи корейца – оправданы великой целью.



spacer
Тема революции и гражданской войны в романе А. Фадеева “Разгром”