«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в 1921 году. Над романом он работал в годы Гражданской войны, и поэтому в нем подняты основные проблемы человеческой жизни и будущего России. Произведение написано в необычном жанре «книги-антиутопии».
Основная проблема романа — проблема всеобщего счастья. В нем изображается жизнь Единого Государства, образовавшегося после Двухсотлетней войны. Мир, созданный автором, абсолютно устраивает живущих в нем людей. Но Государство это является миром, где каждый человек лишь винтик огромного государственного

механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям, установленным Часовой Скрижалью. Люди здесь не имеют даже собственных имен, так как имя выдает индивидуальность. Главный герой — строитель Интеграла, Д-503. Д-503 ведет записи, конспект, которому он дает название «Мы».
В романе есть конкретный сюжет, есть любовный треугольник, есть проблема выбора, есть конкретное выражение реальности жизни, но все это осуществляется лишь в Едином Государстве. Единое Государство выступает как страшный фантом, которое убивает главное — любовь. Любовь в Едином Государстве
запрещена, потому что по своей природе содержит яд для системы обезличивания людей. Любовь по своей сути избирательна, индивидуальна, личностна и уже этим противостоит безличному миру, в котором никто не «один», но «один из», в котором все одинаковы. Одинаково одеты «в голубоватые юнифы с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой». В Едином Государстве все подчиняются Благодетелю, который не может допустить появления человеческих чувств, пробуждающих любовь. Ярким эпизодом в романе является день единогласия, выборы Благодетеля. Люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля.
В Едином Государстве все продумано, учтены все нюансы бунтарской человеческой природы и найдены рычаги для их подавления. В Едином Государстве все счастливы, но чем оплачено это счастье — никого не беспокоит. Оно оплачено отказом от отцовства, потерей культуры, изгнанием за пределы города, за зеленую стену живой природы, а главное — оно оплачено несвободой. Но люди принимают эту несвободу за счастье.
Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья: «Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость».
Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа ре-волюционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим раб-ским положением. Эти люди не стали частичками слаженного строя Единого Государства, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем во имя свободы. Они решают захватить «Интеграл», используя возможности Д-503. Для этого I-330 влюбляет его в себя и Д-503 соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелой болезнью. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда «все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город».
В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Конспект заканчивается такой записью: «Откладывать нельзя — потому что в Западных кварталах все еще хаос, рев, трупы, звери и — к сожалению — значительное количество Нумеров, изменивших разуму. Но на поперечном, 40-м проспекте, удалось сконструировать временную стену из высоковольтных волн. И я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить». Итога от революционных действий нет. Но автор не зря вывел О-90 и ее будущего ребенка за Зеленую Стену к диким людям. Именно ребенок О-90, по мнению автора, должен стать началом новой жизни и новой эры человечества.
Роман «Мы» — это прогноз будущего тоталитарного государства, это предупреждение об опасности, которую несет идеология, лишающая личность свободы. Личность не может быть свободной в несвободной стране, где свобода — суть рабства.



spacer
«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)