Судьба женщины в гражданской войне

Тема гражданской войны часто затрагивалась в русской литературе. Страшное событие, где брат убивает брата, сын идет на отца, не могло не отразиться в сердце народа и в литературе. На тему гражданской войны было написано много произведений. Самые выдающиеся из них – “Донские рассказы” Шолохова, “Разгром” Фадеева, “Сорок первый” Лавренева, “Гадюка” А. Н. Толстого и некоторые другие.
Этих писателей волновало, прежде всего, как ведет себя, что думает и чувствует человек в таких экстремальных условиях. Интересно рассмотреть,

как рисуется женщина, попавшая в условия гражданской войны.
В повести Б. Лавренева “Сорок первый” главная героиня – девушка Марютка. Она воевала наряду со всеми бойцами и отличалась особой меткостью. Именно этой хрупкой девушке поручали отстреливать белых офицеров. Поразительно, что Марютка вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина.
У этой героини противоречивая натура. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа. Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду.
Необразованность
Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата.
Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека. Но в полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове.
Взгляды Марютки предельно просты: богатые долго издевались над бедными, теперь их нужно убрать и дать власть простому народу. Мировоззрение поручика претерпевает изменения. Сначала он верит в революцию как в спасение для любимой Родины. Но постепенно стал в ней разочаровываться.
Здесь, на острове, Марютка, как ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливой. Вдали от мирской суеты, от белых и красных она стала понимать истинный смысл жизни. За ярлыками “враг народа” и “пламенный борец за дело революции” героиня разглядела человеческую сущность раненного офицера. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь. И сама она на вопрос офицера, почему та целую неделю от него не отходила, говорит, что она не могла оставить человека при смерти.
В экстремальной ситуации пропадает классовая разница. Высшая мудрость в жизни – в суете и хаосе не забывать про человеческую сущность. Такую философию, на мой взгляд, поддерживает автор повести.
Борис Лавренев довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в финальном эпизоде, где Марютка убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду. Но изменить уже ничего нельзя.
Наряду с проявлением гуманности, милосердия Шолохов говорит и о поступках, противоречащих всем человеческим законам. В рассказе “Алешкино сердце” герои живут в деревне, в которой царит голод. Голод заглушил все человеческие чувства, уподобил людей животным. Так, девочку Польку, забравшуюся в чужой дом и наевшуюся там щей, хозяйка Макарчиха хладнокровно убивает и закапывает в старом колодце. Позже она жестоко избивает Алешку за кринку молока, украденную им из погреба. Женщину не останавливает даже то, что грабителями оказались голодные соседские дети.
Но чаще женщина оказывается жертвой братоубийственной войны. Так, например, в основе рассказа “Шибалково семя” лежит исповедь, монолог Якова Шибалка, который однажды из жалости подобрал и оставил в отряде женщину Дарью. Дарья родила Якову сына. Но Яков, узнав, что та оказалась предательницей (доложила об их отряде врагу), застрелил Дарью. Для бойца “сотня” оказывается дороже любимой женщины. Яков сознательно идет на такую жестокость, так как смысл его жизни – война, борьба против врагов советской власти.
Женщина в войне – всегда жертва, потому что она теряет своих любимых людей. Например, в рассказе “Чужая кровь” жена деда Гаврилы теряет сына. Горю ее не было предела. Чтобы как-то унять свою боль, они вместе с мужем фактически усыновляют юного Николая, принимая его в свою семью.
Таким образом, писатели показывают, что женщина в гражданской войне – всегда жертва. Она не только теряет своих близких и любимых. Женщина теряет свою женскую сущность, забывает о том, что она – мать и жена. Это – одно из самых страшных последствий войны, на мой взгляд.



spacer
Судьба женщины в гражданской войне