Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает преступления, что может исправить человека, совершившего преступление, каковы пути к обновлению жизни, какими нравственными принципами должна руководствоваться личность в своем стремлении к счастью. Проблема нравственности — главная, на мой взгляд, проблема, поставленная автором. Почему же?
В своем романе автор показывает гибель, падение Родиона Раскольникова, который, протестуя против страданий «униженных и оскорбленных» и их неспособности что-либо изменить в этом мире, создал теорию вседозволенности. Герой делит всех людей на два разряда. Одни не имеют никаких прав, другие дерзко нарушают нормы морали. Они достигают своих целей через преступления и насилие. Эти «сверхлюди» становятся героями истории и, в конечном счете, являются движущей силой прогресса.
Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию «справедливых убийств», «убийств по совести». Убить глупую, жадную старуху-процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных — это «справедливое убийство». Но его бесчеловечная теория не выдерживает проверки жизнью. Убив, герой не смог воспользоваться деньгами. Невинной жертвой Раскольникова стала Лизавета, которую он хотел освободить. Подняв руку на Лизавету, Родион тем самым поднимает ее и на всех «униженных и оскорбленных», к которым не может не отнести и сестру, и мать, и Сонечку, и себя. Автор наказывает Раскольникова, развенчивая его идею и заставляя мучиться сознанием собственной ничтожности и бесполезности в жизни.
Однако герой не увидел самой главной стороны своей теории — бесчеловечности и безнравственности. Постепенно, мучительно трудно носителями истинной красоты становятся для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто среди голода и бесконечных унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение ко злу, насилию и преступлению в любых формах. Воплощением нравственного идеала в произведении стала Сонечка Мармеладова.
Эта хрупкая, кроткая девушка — истинная мученица. Вид измученных голодом ребятишек заставляет Соню идти торговать собой. Описание того, как она вынуждена выйти на улицу, производит неизгладимо тяжелое впечатление. Здесь и боль за поруганную честь человека, и крик отчаяния, и глубокое сострадание к людям, обреченным на муки, и преклонение перед святостью самопожертвования во имя спасения других. На эти хрупкие плечи возложено слишком тяжелое бремя. Удивляешься, как эта стыдливая, чистая девушка смогла вынести это, и вынести кротко, покорно, без жалоб. Резко контрастирует с ней Катерина Ивановна, потерявшая веру в людей и Бога, проклинающая с горьким озлоблением всех и вся. И, хотя мы понимаем, что это — крик измученной до последней степени души, ее образ не производит такого тяжелого и щемящего впечатления, как образ Сони.
Многое пережив в свои юные семнадцать лет, отдав на поругание все самое чистое, нежное, нетронутое, эта девушка не озлобилась, не потеряла веру. И это ранит сильнее, чем вполне законное и объяснимое ожесточение. Невольно приходит на ум параллель с лошаденкой из сна Раскольникова, которую за то, что она не смогла сдвинуть с места телегу, полную пьяных людей, насмерть забили железным ломом.
Соня также из последних сил будет верить, и, когда на нее, беспомощную, смятую, обрушат очередной удар, она безропотно примет и его. И, как это ни парадоксально, в кротости и безропотности ее сила.
Сонечка Мармеладова воплощает поистине христианское смирение. С другой стороны, в образе Сони возвеличены добро, жизнестойкость. Ее душа открыта для каждого. Среди собственных страданий и тягот Сонечка находит силы для сострадания и помощи. Неслучайно то, что Раскольников ей первой признается в убийстве. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. И девушка, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, простила и поняла Раскольникова — она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали?» — мучается она. Однако Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья путем убийства. Героиню потрясает и ужасает то, что Раскольников взял на себя роль Бога, что душа его очерствела. Единственный путь к духовному возрождению, по мнению Сони, покаяние. И она готова пожертвовать собой, своей жизнью ради этого, потому что это долг каждого человека — помогать ближнему. В Соне это качество усилено. Она лучше, нежели кто-либо, может понять и простить, ибо сама испытала и пережила немало.
Соня видит, что нужна Раскольникову, и это сознание наполняет ее душу счастьем. Не в этом ли величайший смысл любви?
И она идет следом за ним в острог. Не сразу Раскольников понимает, что Соня права. В финале он бросается к ее ногам: «В первое мгновение она ужасно испугалась… Но тотчас же, в тот самый миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, что он любит, бесконечно любит ее. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего… Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный источник жизни для сердца другого».
Только такая чистая, нежная, самоотверженная, хрупкая, трогательная девушка могла спасти Раскольникова. Образ Сони можно считать ключевым в романе, потому что в нем воплотилась одна из самых заветных и любимых идей писателя: нужно жить по законам Божьим, нужно любить и прощать.