Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

В романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты – философские, социальные и нравственные – преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова – трагическое заблуждение, порождение зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого “носителя” идеи.
Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины

появления теории и ее влияние на героя, писатель вводит в роман систему двойников – антиподов Родиона. Это, прежде всего, Свидригайлов и Лужин.
У этих персонажей много общего с Раскольниковым. В частности, всех их объединяет исповедуемый ими принцип вседозволенности и эгоизма, ведь мы понимаем, что глубинная подоплека преступления Родиона – сугубо эгоистичная: герой хотел “испытать себя” ценой жизней других людей.
Но, в то же время, что сходство Раскольникова и его “двойников” – чисто внешнее. Так, Родиону не свойственны лужинские расчетливость и эгоизм. Если Раскольников признает существование
нравственных законов, хотя и преступает их, то Лужин не имеет ни малейшего представления о нравственности. Все его переживания носят глубоко эгоистический характер. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки “здравому смыслу”. Более того, Раскольников абсолютно непрактичен – он даже не может уладить денежные дела со своей квартирной хозяйкой. Петр Петрович же ни на минуту не отступает от “здравого смысла” не только в своих рассуждениях, но и в повседневной жизни.
Кроме того, в своей “вседозволенности” Раскольников идет до конца, совершая преступление, сопряженное для него с огромным риском и не сулящее ему никакой конкретной выгоды. Да и решиться на этот поступок Раскольникову было чрезвычайно тяжело. Лужин же, не задумываясь, совершает подлость – клевещет на беззащитную Соню Мармеладову, которая ничего плохого ему не сделала, – только для того, чтобы “поправить дело” со своей женитьбой.
Свидригайлов – второй духовный “двойник” Раскольникова. Внешне герои, по замечанию этого персонажа, “одного поля ягоды”, но между ними существуют глубокие внутренние различия.
Свидригайлов – порочный, развратный человек. Он не скрывает, что большинство его поступков – результат патологического сладострастия. Кроме того, этот человек глумится над нравственностью. Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу, потому что он уже давно преступил ту черту, за которой находится человеческая нравственность и мораль. Герой сознательно отделил себя от всего человечества, обрек на опустошительное одиночество, безумие, смерть.
Свидригайлов выполняет в романе очень важную функцию – он, примером собственной жизни, показывает Раскольникову результаты его теории. Совершив убийство, Родион ступил на путь деградации, умерщвления души, превращения в ходячего мертвеца.
Соня Мармеладова – еще один двойник-нравственный антипод Раскольникова. Этих героев объединяет то, что оба они изгои, оба очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: “Мы вместе прокляты, вместе и “пойдем”. Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она – единственный человек, который может его понять. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним “в каторгу”.
Больше того, и Родион, и Соня – “однотипные” преступники: они надругались над собственной душой, совершили преступление, прежде всего, против самих себя. Соня сделала это, считая, что тем самым поможет своим близким. Раскольником же убийством тоже стремился помочь своей семье и окружающим. Однако оба они страшно заблуждались. Писатель показывает, что нельзя жертвовать своей душой якобы во имя любви – это роковое заблуждение, ведущее к разрушению и гибели.
Но Соня Мармеладова – не только двойник, но и антипод Раскольникова. Достоевский подчеркивает, что в его теории “ничего она… не понимала”, но чувствовала ее несправедливость. Героиня не верит в “право убивать”, возражает Родиону: “Убивать-то право имеете?”
Несмотря ни на что, Соня сохранила веру в Бога и избрала иной путь, чем Раскольников, – смирение перед Господом. Сделав это, по мнению автора, она спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
Таким образом, главный герой романа Достоевского “Преступление и наказание” окружен системой двойников-антиподов. Таковыми в произведении являются Лужин, Свидригайлов, Соня Мармеладова. Эти персонажи, прежде всего, призваны показать страшное заблуждение Раскольникова, разрушительные последствия его теории, всю глубину преступления героя. Но, кроме этого, сравнением с Лужиным и Свидригайловым, сопоставлением с Соней, автор подчеркивает “светлую природу” своего героя, его чистую душу, ставшую жертвой “темных мыслей” и разрушительных заблуждений.



spacer
Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)