«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Настоящая любовь способна на многое. Она меняет характеры людей, их мировоззрения, заставляет переосмыслить прожитые годы и посмотреть с другой стороны на совершенные когда-то поступки. Любовь никогда не бывает разрушительной, она может только созидать и давать возможность человеческой душе проявлять лучшие качества. Именно такая любовь, очищающая и освобождающая, зародилась между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой, главными героями романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Это светлое чувство появилось у студента и бедной девушки в очень сложный период их жизни.
Раскольников и Соня противопоставлены, прежде всего, по своей жизненной позиции. Но у них есть и общее — боль и страдание за человека. Вот почему так легко Соня понимает Родиона. Кроме того, как подчеркивает сам Раскольников, они оба — преступники, оба — убийцы. Только Соня убила себя, а Раскольников — другого человека. Для Достоевского эти два убийства имеют принципиально противоположный мировоззренческий смысл. Соня — и антипод, и своеобразный двойник главного героя. Еще не встретившаяся Раскольникову, Соня стала его главным оппонентом в споре, который ведет на страницах романа Родион Романович.
Достоевский называет Мармеладову «вечной Сонечкой». В этом выражена идея христианского терпения, жертвенности и сострадания. В эпилоге романа мы читаем о том, что каторжные не любили Раскольникова, но любили Соню: она представляла для них живое воплощение веры, истины. Родион пытается оправдать свое преступление состраданием к тем обездоленным и униженным людям, которые его окружают: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Но сострадание требует собственной крови — это донорская позиция. Соня сильнее Раскольникова внутренне. Отец Сони, Мармеладов, без нее умереть не может, он умирает у дочери на руках. Вслед за этой героиней Раскольников возрождается от мертвой жизни к жизни живой.
Итак, когда Родион первый раз приходит к Соне, он и сам не знает, зачем пришел. Он знает только, что «без нее уже жить не может…». Сначала студент разговаривает с девушкой о Катерине Ивановне, как будто испытывает ее любовь к этой женщине, а потом так же испытывает ее веру в Бога, искушает ее. Раскольников в этой сцене невероятно жесток.
В начале разговора Соня как будто боится и стыдится Родиона, хотя ей «было и тошно, и стыдно, и сладко…» оттого, что он пришел. Соня, быть может, уже чувствует в сердце зарождающуюся любовь, а Раскольников в своем лихорадочном возбуждении, в ожидании возможного прекращения своих страданий, приходит к девушке как к последнему спасению. При этом Родион, прекрасно осознавая, что он делает, мучает Соню. Девушка сначала несмело доказывает Раскольникову, как она любит и как она благодарна Катерине Ивановне, что эта женщина ни в чем не виновата, что она «как ребенок», «у ней ум совсем как помешан..», а для Сони это значит, что Катерина Ивановна почти как блаженная. И, наконец, молодой человек заводит разговор о вере. В этой сцене он подобен дьяволу, искушающему девушку, испытывающему твердость и силу веры.
В этот момент Соня начинает говорить с Раскольниковым совсем по-другому, тон ее «вдруг» неузнаваемо меняется. Родион видит в ней юродивую, мученицу. Героиня сурова, таково и ее отношение к словам Раскольникова. Она видит в нем страдание и боль, но замечает и присутствие дьявола, зло. Главный герой пытается понять то, что разумом понять нельзя, — веру в Бога и в чудо.
У Сони, в отличие от Раскольникова, есть надежная духовная основа — ее вера. Сила девушки в этой вере, в смирении. Герои читают эпизод из Евангелия о воскрешение Лазаря, небывалом чуде. Прошло уже четыре дня после смерти Лазаря, и бесконечная вера Марфы в Иисуса воскрешает ее брата. Здесь возникает символическая параллель: четыре дня Раскольников лежал в бреду после убийства. И ему суждено увидеть великое чудо, только он пока он не верит в его возможность, а Соня верит.
Еще в разговоре о Катерине Ивановне есть замечание о том, что «какое-то ненасытное сострадание… изобразилось вдруг во всех чертах лица ее». Это сострадание Сони тоже великое чудо, и Раскольников чувствует это. Поэтому он целует ногу девушки, встав перед ней на колени. Соня в момент чтения Библии духовно выше Родиона, хоть он и говорит ей, что у них одна дорога, один путь. И, несмотря на то, что они — убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги, все же и сам Раскольников чувствует в Соне эту внутреннюю, скрытую от глаз силу, не давшую ей опуститься в «смрадную яму».
Смысл бунта Раскольникова в том, что если им назначено стать материалом, то необходимо против этого восстать, взять власть и изменить этот жестокий и злой мир. Соня не может принять такого безбожного бунта. Для девушки единственно возможный путь — это вера, надежда, раскаяние, искупление, смирение. Она не может «переступить», «осмелиться» не потому, что боится, а потому, что невозможен для нее такой путь, не может она позволить себе «убить свою душу».
Следующая сцена, где появляется Соня, — поминки. Здесь происходит ее обвинение в краже и история со Свидригайловым, а далее — второй разговор между девушкой и Раскольниковым о том, «кому жить?». Соня произносит очень важную для понимания этого образа фразу: «Кто меня поставил судьей?» Не может человек посягать на законы Господа, не люди сотворили этот мир, не им его и разрушать. Раскольников во второй раз приходит искать путь спасения: или убедить Соню в своей правоте, или разубедиться самому, принять ее правду. Но второе он пока сделать не может.
«Что это вы над собой сделали?» — восклицает Соня. Ведь для нее очевидно, что, убив ближнего, человек убивает себя: «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете». Чудо, в которое верит Соня, — чудо раскаяния и воскресения. Она всей душой жаждет этого чуда для Раскольникова, потому что видит в нем бесконечное страдание, а значит, возможность для его осуществления. И Соня же провожает Родиона, когда тот идет признаваться. Она готова следовать за ним повсюду, потому что уже бесконечно любит его, а Раскольников все еще не понимает или не верит этому: «Эта-то, эта-то чего? …я-то что ей? Чего она плачет, чего собирает меня, как мать или Дуня?» Но уже после свершения чуда молодой человек поймет и осознает свое чувство к Соне и ее беспредельную любовь, способную воскресить в нем все то живое, что он погубил в себе сам, пойдя на преступление.
В эпилоге романа рассказчик повествует о сюжетном финале истории — о следствии, суде и заключении Раскольникова. Но важнее то, что в этой части романа происходит то самое чудо, в которое верит Соня и которое так необходимо Родиону. Это то самое воскрешения, о котором читают герои романа в Евангелии. Таким образом, позиция Сони выдерживает проверку жизнью, в отличие от теории Раскольникова. К тому же, в эпилоге воплощается символическое значение евангельской истории в сюжете. Несмотря на тяжелые бытовые условия, в которых содержатся каторжники, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться Соне и Раскольникову в ссылке и заключении, именно здесь главный герой впервые за долгое время ощущает свободу. Здесь он свободен от власти и давления Петербурга, его удушливой атмосферы.
И лишь здесь единственный раз встречается настоящий пейзаж. Достоевский изображает небо, леса, воздух — все то, чего так недоставало героям во время их проживания в Петербурге. И это, без сомнения, символичные детали.
Я считаю Ф. М. Достоевского талантливейшим писателем и знатоком человеческих душ. Одна из основных мыслей его романа «Преступление и наказание» — даже если человек ошибся, согрешил, оступился на жизненной дорожке, необходимо найти в себе силы раскаяться, признаться, поверить в светлое, лучшее, жить дальше и любить. Ведь любовь была, есть и будет величайшей воскрешающей силой на Земле.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Ф. Анненский) (по одному из романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» или «Идиот»)