Анализ эпизода “Встреча Раскольникова и Сони” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе.
Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания “униженных и оскорбленных”, которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, “его идея: взять во власть то общество”. С этой целью он решил путем преступления – убийства вредной старушонки, процентщицы Алены Ивановны – испытать себя, проверить, кто

же он – “тварь дрожащая или право имеет”.
Но идея Раскольникова бесчеловечна, избранный им путь – ложный. Герой не рассчитал своих сил: его человечность, ранимость, восприимчивость, совестливость, честность не позволяют ему жить со страшным грузом в душе, совестью, отягощенной грехом смертным, – убийством человека.
Четвертая глава четвертой части романа представляет собой разговор Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.
Образ Сонечки занимает особое место в романе. Эта девушка, истинная христианка, для которой Бог – чистая совесть. Ради семьи, спасения детей Катерины Ивановны от голодной смерти
она становится проституткой.
Сонечка живет со страшным чувством вины, осознанием того, что она – великая грешница, и очень страдает от этого.
Почему же Раскольников, столь цинично относящийся к религии, к христианским догмам, идет не к кому-нибудь, а к христианке Сонечке?
В их разговоре, который ведут между собой Раскольников и Сонечка, четко проступает нравственный облик этой девушки. Ее доброе сердце вмещает в себя теплое отношение к больным детям своих хозяев (они к ней “часто ходят”), глубокую жалость к несчастной Катерине Ивановне, любовь к ее обреченным на нищету детям, сострадание к неверию и опустошенности Раскольникова.
Беседа двух несчастных людей, перешагнувших через идеи христианства, воспроизводит две жизненные позиции, сталкивает два мировоззрения. Это мораль Сонечки, которая черпает душевные силы в вере в Бога, и правда Раскольникова, не желающая признать благостность Бога и христианские догмы.
Итак, Раскольников и Соня ведут разговор о вере в Бога. Раскольников поражен ангельским терпением Сони, непоколебимостью ее веры. Для девушки благостность Бога незыблема, несмотря на то, что Бог, казалось бы, к ней далеко не милосерден, посылает ей тяжкие испытания, которые вынуждают ее торговать собой, своим телом.
У Раскольникова иная жизненная позиция. Соне нужен Бог, вера в него, так же, как необходимы всему живому солнечный свет, тепло солнечных лучей.
В системе нравственных ценностей Раскольникова Бога нет. Ему нужна “власть”, власть как цель. Слово “цель” подразумевает стремление к осуществлению чего-то: ” – Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не поймешь? После поймешь…Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие!”.
Таким образом, Раскольников мечтает о справедливом обществе, в котором не будет процентщиц, безжалостно обирающих несчастных бедняков, не будет нищеты. Но какой страшный путь достижения этого – власть! Власть как нечто подавляющее личность, безгранично вызывающее страх. А главное – власть над кем? Не над людьми – акцентирует внимание Достоевский – а “над всею дрожащею тварью и над всем муравейником”.
Раскольников не понимает, как Соня, сидя над своей погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую ее уже полностью втягивает, может говорить о Боге, молиться ему, читать новый Завет: “Разве все это не признаки помешательства?” – думает он. “Юродивая! Юродивая! – твердил он про себя”.
Почему же именно к Соне пришел Раскольников? Почему именно ей поверяет свои сокровенные, страшные мысли? Герою легче с Соней, потому что она тоже “переступила” через догмы христианства, она тоже грешница…
Автор пишет: “Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”. Именно Соню выбрал Раскольников, именно ей хочет он поведать свою страшную тайну: ” – Знаю и скажу…Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу…”
Наверное, Раскольникова (хотя он сам этого и не осознает) интуитивно тянет к тому светлому, чистому началу, которое олицетворяет Сонечка, и к которому он страстно, сам того не осознавая, хочет быть причастным. Раскольников чувствует необыкновенную силу, скрывающуюся в этой молодой женщине, нашедшей в себе мужество пожертвовать собой, своими принципами, ради семьи, любви, детей. Он преклоняется перед мужеством, силой, душевной красотой Сони. И, движимый этим чувством, Раскольников “весь быстро наклонился и, припав к полу. Поцеловал ее ногу”.
Соня в ужасе от того, что Раскольников сделал это, считает, что она недостойна такого отношения. ” – Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…” – так объясняет Раскольников свой поступок, признав и оценив величие этой девушки – “вечной Сонечки, пока мир стоит”.



spacer
Анализ эпизода “Встреча Раскольникова и Сони” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)