Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них – проблема нравственного идеала. Достижим ли он? Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощен в образе Сонечки Мармеладовой.
С первых страниц романа мы погружаемся в страшные картины нищеты, невыносимой духоты жизни. Общество, в котором живет Родион Раскольников, бесчеловечно. В отношениях между людьми место доброты, сочувствия, милосердия прочно занимают жестокость,

равнодушие, ненависть. Человек одинок в своих несчастьях. Он загнан в тупик и обречен на преступление, в том числе и против себя. Так совершает уголовное и одновременно нравственное преступление Раскольников.
Познакомившись с Соней Мармеладовой, Раскольников открывает для себя новый мир, в котором есть место человеческому братству, любви, взаимоуважению. Раскольников откровенен с Соней, тоже преступницей, не случайно. Внешне кажется, что она затоптала свою гордость и честь в будничной грязи, ведет безнравственную жизнь. Поэтому сначала герой хочет найти в девушке “единомышленника” по преступлению
(“Пойдем вместе… Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою”). Но преступление Раскольникова и Сони нельзя сравнивать. Каждый из них несет свою правду. Правда Сони окажется сильнее. Встреча с ней круто меняет жизнь Раскольникова. Новые отношения стали началом его духовного выздоровления.
Из исповеди Мармеладова, отца девушки, мы понимаем, что Соня занялась постыдным, унизительным делом ради своей несчастной семьи: пьяницы-отца, брата и сестер, больной мачехи Катерины Ивановны. Раскольников видит Соню человеком любящим, отзывчивым, чутким, когда та с заботой и пониманием отзывается о чахоточной Катерине Ивановне. “Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица” ее, – замечает автор. Соня обладает сильной натурой, во имя любви к близким, ради спасения их от голодной смерти она готова принести себя в жертву. Соня сознательно идет на позор и унижение, но духовно она чиста.
Раскольникову, показалось странным, что после признания в убийстве процентщицы Сонечка отнеслась к преступнику с состраданием вместо ожидаемой или ненависти или хотя бы пренебрежения: “Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это”. Необычным показалось герою необъяснимая связь девушки с Лизаветой: “Лизавета! Странно!.. какие-то таинственные сходки с Лизаветой”. Но в мире униженных и оскорбленных Мармеладовых живут братская любовь и сострадание, что так незнакомо, но так необходимо Раскольникову.
При первой встрече героев мы видим Соню тихой, кроткой, покорной. Но разговор о Боге преобразил девушку: “Что же бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку”. На вопрос Раскольникова, что дает ей взамен бог она “вскрикнула”, “строго и гневно смотря на него”: “Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..”. Перед нами теперь сильная, решительная, гневная Сонечка. Она живет верой в бога и видит причину преступления Раскольникова в отречении от бога: “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”
Думаю, Достоевский хочет донести до нас мысль, что остаться с незапятнанной душой Соне помогла христианская религия, искренняя вера в бога. Раскольников и Сонечка противопоставляются в романе, хотя по христианским законам оба великие грешники. У каждого свои идеалы. Раскольников не может принять жизнь такой, какая она есть. Он живет разумом. Теория Раскольникова не освещена любовью к человеку, толкая его на путь насилия, в результате душа страдает. Герой презирает себя за сострадание к другим, считая это слабостью.
Соня живет сердцем, Да, она смиряется с обстоятельствами и страдает, жертвуя собой, но тем самым сохраняя моральную чистоту. Потому ее чуткая, отзывчивая душа излучает свет, обладает целительной силой. Девушка видит искупление вины Раскольникова страданием.
В конце романа Раскольников принимает путь Сони. Они пойдут по нему вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться. Теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести.
Таким образом, Соня Мармеладова – истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос “Как жить?” у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасется.



spacer
Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”