В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.
Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой

живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.
Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает
переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки — ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости», — думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или нет?» другой говорящий отвечает: «Разумеется, нет». Трусость ли это? Для Раскольникова видимо — да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. «Не убий», — гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.
Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха — ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено.»
«Мы одного поля ягоды,» — говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.
Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью». Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.



spacer
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)