В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется.
Н. А. Бердяев
Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная идея романа.
Главный герой — студент-юрист Раскольников — убивает богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным. За одну жизнь — сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом. Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство «вредной» старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем «управляемая»

автором. Жизнь человека бесценна — вот кредо Достоевского.
В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион — не просто убийца, а жертва собственных теорий.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»?
Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении. Только в одном герой считает себя виновным — в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов. В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона.
Героя никто не любил, скорее, наоборот, — ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его. Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться.
В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…
Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.
Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.
Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале — возрождение человека через веру в Христа.
Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло. То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова. Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все».
Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной». Несмотря на то, что Соня жила в «физической грязи», вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.
Прочитав «Преступление и наказание», я лишний раз убедилась в том, что Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?