Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится личность Родиона Раскольникова – идейного преступника. Понять истоки его характера, его поступка и его теории – такова основная цель автора в данном произведении.
Главный герой “Преступления и наказания” – человек мыслящий, критически относящийся к жизни. Отрицая традиционные нравственные ценности, он испытывает потребность в вере, в новой морали. Поэтому Раскольников и создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать

для себя новую мораль. Но его теория не способна объяснить истинные причины возникновения и сущность зла, не может дать герою твердых основ жизни.
После долгих размышлений Раскольников приходит к выводу, что человечество делится на два “разряда”. Первый разряд – большинство, “твари дрожащие”, составляющие “материал” истории; второй же – меньшинство, “сильные личности”, “имеющие право” совершать любые деяния. Главный критерий разграничения этих двух типов для героя – их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками,
именно это и позволяет им совершать великое.
Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон и, таким образом, понять, принадлежит ли он к “избранным”. Именно ради этого Раскольников убивает старуху-процентщицу.
Достоевский показывает, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после своего преступления он не мог общаться с людьми, разве лишь для Сонечки делая исключение.
Философский смысл преступления героя заключается в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду “избранных”, оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки – признаки “обычного” преступника, – герой приходит к выводу, что он – “тварь дрожащая”. Раскольников так подводит итог своего преступления: “… Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…”.
Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Раскольников даже ограбить по-настоящему не смог, а те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и пролежали под камнем.
Единственным социальным “результатом” убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он “преступил” гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства.
Таким образом, автор показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они показали, что теория героя – трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого “изобретателя”.
Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, писатель вводит в свой роман систему его двойников и антиподов.
У духовных “двойников” Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – много общего с главным героем. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его “двойников” – чисто внешнее. Так, Родиону не свойственны лужинские расчетливость и эгоизм. Если Раскольников признает существование нравственных законов, хотя и преступает их, то Лужин не имеет ни малейшего представления о нравственности. Все его переживания носят глубоко эгоистический характер.
Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки “здравому смыслу”. Более того, Раскольников абсолютно непрактичен – даже не может уладить денежные дела со своей квартирной хозяйкой. Петр Петрович же ни на минуту не отступает от “здравого смысла” не только в своих рассуждениях, но и в повседневной жизни.
Во “вседозволенности” Раскольников идет до конца, совершая поступок, сопряженный для него с огромным риском и не сулящий ему никакой конкретной выгоды. Кроме того, решиться на этот поступок Раскольникову было чрезвычайно тяжело. Лужин же, не задумываясь, совершил подлость – оклеветал беззащитную девушку, которая ничего плохого ему не сделала, – только для того, чтобы “поправить дело” со своей женитьбой.
Свидригайлов – второй духовный “двойник” Раскольникова. Внешне они, по замечанию этого героя, “одного поля ягоды”, но между ними существуют глубокие внутренние различия.
Свидригайлов – порочный, развратный человек. Он не скрывает, что большинство его поступков – результат его патологического сладострастия. Кроме того, этот человек глумится над нравственностью – Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу.
Этот герой показывает Раскольникову, к чему может привести его теория – к полной деградации человека, превращению в ходячего мертвеца.
Соня Мармеладова – нравственный антипод Раскольникова. Но у них есть и общее: оба они – изгои, оба очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: “Мы вместе прокляты, вместе и “пойдем”. Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она – единственный человек, который может его понять. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним “в каторгу”.
Соня сердцем поняла в исповеди Раскольникова самое главное: он несчастен, он страдает. В его теории “ничего она… не понимала”, но почувствовала ее несправедливость. Героиня не верит в “право убивать”, возражает Раскольникову: “Убивать-то право имеете?” Таким образом, Соня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила.
Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, – смирение перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
Таким образом, роман “Преступление и наказание ” – это яркий документ эпохи, роман-предупреждение, в котором Достоевский выразил свое убеждение в том, что безнравственные нигилистические идеи, проповедующие вседозволенность, – опасная и “заразная” болезнь: они калечат души людей, ведут их к нравственной гибели.



spacer
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”