Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Соня Мармеладова – центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе – они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Один из самых страшных эпизодов в романе – рассказ о том, как Соня, спасая от голодной смерти мачеху и ее детей, впервые пошла на улицу: “И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…”
В глазах общества Соня становится презираемым, падшим существом – она принуждена получить желтый билет (выдаваемый проституткам вместо паспорта) и жить отдельно от своей семьи

по требованию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под одной крышей с “таковской”, Лужин называет се в своем письме к Пульхерии Александровне девицей “отъявленного поведения”. Но и для Мармеладова, горячо любящего свою дочь, и для Раскольникова, сочувствующего Соне, очевидно, что девушка, какие бы обстоятельства ее пи оправдывали, виновна в тяжком грехе. Отец в пьяном бреду предается каким-то болезненным и восторженным мечтаниям о том, как Бог простит Соню в день Суда, а Раскольников повторяет вслед за Соней, что она “великая грешница”, говорит с жестокой прямотой, что лучше бы ей было “головой в воду и разом покончить”.
Но Достоевский, защищая свою героиню, противопоставляет “букве” библейских заповедей “дух” евангельского учения. В ее “падении” автор видит высокий подвиг сострадательной и жертвенной любви, он прибегает к сопоставлению “Сонечкина жребия” с крестными муками Христа.
Однако Соня не пассивная жертва злой судьбы – подобно Христу, она губит себя сознательно, делает вполне определенный нравственный выбор.
Достоевский рассматривает самые страшные, самые “крайние” ситуации, обнажающие подлинное лицо человека, суть его “натуры”.



spacer
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”