Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание пополняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например, в ранний период его литературной деятельности, в лицейские годы, идеи свободы пропитаны духом независимости и бунтарства, горячностью. И это не случайно: на Пушкина оказала большое влияние особая атмосфера Лицея, где среди лицеистов культивировалась независимость суждений и поступков.
Написанная молодым поэтом ода «Вольность» (1817) — это гимн свободе (до Пушкина оды писались в честь значительного, торжественного события или важного лица, в них восхвалялись императрицы, государи; Пушкин же восславил свободу).
И в своих последующих стихотворениях поэт вновь и вновь обращается к идеям свободы. Пушкин затрагивает вопросы крепостного права, самодержавия, поэтому имеет смысл говорить о развитии в его творчестве идей, связанных именно с политической свободой. Например, в послании «К Чаадаеву» автор пишет: «Товарищ, верь: взойдет она,/ Звезда пленительного счастья,/ Россия вспрянет ото сна,/ И на обломках самовластья/ Напишут наши имена!» А в более позднем стихотворении «Деревня» поэт до предела сгущает краски: перед читателем вырисовывается мрачная картина дикого барства, «без чувства, без закона». В изображении крепостного строя появляются острые, меткие эпитеты («губительный позор», «насильственная лоза», «тягостный ярем», «бесчувственный злодей»). Для Пушкина крепостное право — это «рабство тощее». В будущем он видит «рабство, падшее по манию царя». Эту строку пронизывает светлый оптимизм.
Острое содержание улавливается и в таком небольшом стихотворении, как «Птичка». Здесь свобода ассоциируется у Пушкина с образом «птички», а в «Узнике» — с образом «орла молодого». В «Узнике», как и во многих других стихотворениях того периода, присутствует мотив узника, беглеца. И это имеет под собой основу: данные лирические произведения писались во время южной ссылки поэта, которую он воспринимал как добровольное бегство из неволи.
В стихотворении «К морю» поэт пишет про свою любовь к «свободной жизни», которая является для него символом вольности: «Могучей страстью очарован…» Прощаясь здесь с морем, автор внутренне прощается и с югом, и со своим свободным образом жизни, и с революцией в Греции, и с революционной страстностью «Кинжала».
В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В Михайловском поэт пишет «Разговор книгопродавца с поэтом», который опубликовывает как предисловие к изданию первой главы «Евгения Онегина». Это стихотворение является декларацией права автора на независимость, на правдивое изображение жизни («Поэт казнит, поэт венчает»). Например, в стихотворении «Из Пиндемонти» утверждается: «Никому отчета не давать…» А в стихотворении «Поэту» Пушкин призывает: «Поэт!../ Дорогою свободной/ Иди, куда влечет тебя свободный ум…» В пушкинской лирике вырисовывается идея свободы поэзии от славы, от суеты света. В «Поэте и толпе» автор провозглашает:
«Не для корысти, не для битв,/ Мы рождены для вдохновенья…» В творчестве Пушкина появляется и идея духовной независимости от власти. По словам литературоведа Федотова, краеугольным камнем пушкинской лирики является личная независимость поэта. И свобода — это уже символ независимости личности. Автор испытывает страдание из-за того, что его мир пытаются заключить в какие-либо рамки, диктуют ему условия. В стихотворении «Жив, жив Курилка!», написанном в шутливом тоне, думается, за шуткой пробивается боль автора:
— Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. — Да… плюнуть на него.
Но «плюнуть» на пишущую братию было вовсе не легко. В одном из писем к жене Пушкин пишет: «Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше». Ведь вся его переписка с Натальей Гончаровой читалась цензурой и становилась достоянием общественности (именно у Толстого нашла свое продолжение пушкинская традиция культивирования святыни семейной жизни). По-моему, намекая в письме на каторгу, Пушкин как бы сопоставляет себя, начинающего борьбу за духовную неприкосновенность, и декабристов, которые боролись за политическую свободу. Обращаясь к’ декабристам в послании «В Сибирь», поэт поддерживает друзей в трудную минуту («…и свобода вас примет радостно у входа»). Он не забывает о своих товарищах и вновь обращается к идеям свободы. В «Арионе» автор утверждает: «Я гимны прежние пою…» Пытаясь взглянуть на себя, на свое творчество в «Памятнике», Пушкин отмечает:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Думается, можно смело утверждать, опираясь на слова автора, что идеи свободы пронизывают всю его лирику.