Анализ стихотворения Пушкина “Деревня”

В стихотворении “Деревня” Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нем прилив творческой энергии, нравственно его
очищает. Далее следует резкий переход ко второй

части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетенного крепостниками крестьянства.
Именуя себя “другом человечества”, Пушкин говорит о “диком барстве”, которое путем насилия “присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца”. На беспощадной эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие господствующего класса феодально-крепостнического государства.
Все это возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова: “О, если б голос мой умел сердца тревожить!” Его пламенное желание – увидеть “народ неугнетенный”
и взошедшую над его страной “прекрасную зарю свободы просвещенной”.
По своей композиции и языку стихотворение “Деревня”, представляет горячую речь поэта-гражданина, выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это достигается рядом поэтических приемов. Стихотворение начинается обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и третья строфы имеют одно и то же построение: “Я твой: я променял… Я твой: люблю сей темный сад…” Во второй части стихотворения тот же ораторский прием повторения: “Здесь барство дикое… Здесь рабство тощее… Здесь тягостный ярем… Здесь девы юные…” Ораторским приемом является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных предложений.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств языка поэта.
Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Деревня для поэта -“приют спокойствия, трудов и вдохновенья”. Он любит “мирный шум дубров”, “тишину полей”, “темный сад с его прохладой и цветами”, “луг, уставленный душистыми скирдами”, “двух озер лазурные равнины”. Каждый эпитет точен. Он или красочный (“двух озер лазурные равнины”; “нивы полосаты”), или эмоционально-оценочный (“праздность вольную”, “свободною душой”).
Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: “барство дикое”, “на пагубу людей избранное судьбой”, “неумолимого владельца”.
Крестьянство – это “рабство тощее”, обреченное влачить “тягостный ярем до гроба”, это “дворовые толпы измученных рабов”.
Влияние классицизма, которое еще сказывалось в то время в русской поэзии, видно и на стихотворении “Деревня”, оно проявляется в тоне речи – приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.), античных образов (“двор цирцей”, “оракулы веков”).
Стихотворением “Деревня” пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.



spacer
Анализ стихотворения Пушкина “Деревня”