Творчество А. А. Блока

Ожидаемое символистами преображение реальности, как показал опыт 1905 года, обернулось победой “страшного мира”. Блок находится в предощущений новых исторических катастроф и испытаний.
“Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней”.
В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. Сам поэт необычайно осознавал это: “Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу”, “растрачивать свое человеческое “я”,

растворять его в массе других требовательных и неблагодарных “я”… чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм”. Блок говорит от имени Гамлета, Демона, женщины. О многих чужих жизнях он размышляет, как о своей (“Холодный день”, “Я в четырех стенах – убитый…”). Даже судьбу и муки Христа он раскрывает как свою судьбу, свои муки: “Пред ликом Родины суровой я закачаюсь на кресте…”. В каждом лирическом произведении Блока сочетаются различные голоса, спорящие, замолкающие, создающие драматические картины жизни в своих переплетах,
более сложные, чем только индивидуальное восприятие. Поэзия Блока расширяет само представление о лирическом герое, о поэтическом мире, который открыт чужим судьбам и голосам.
Лирика Блока драматизирована не только во своему содержанию (“Мы – дети страшных лет России – забыть не в силах ничего”). Новизна самого характера ее лирического строя, объемность и глубина формы раскрытия поэтического духовного мира передают всю противоречивость и контрастность жизни, воссоздают слитность и общность человеческих переживаний в единстве своего и чужих “я”. Именно в этом состоит открытие Блока в области структуры лирической поэзии, ее идейно-художественной сущности.
Образы Блока отличаются большой обобщенностью; вместе с тем они не лишены ярких жизненных примет. Мысль поэта развивается исключительно свободно, создавая иной раз ощущение полетной устремленности в неизведанные дали времен и пространств. Ткань стиха воздушна и красочна. В лучших стихотворениях Блока художественная образность достигла еще неизвестного русской литературе слияния выразительных средств поэзии, музыки и живописи. Впечатление высокой музыкальности стиха поэта достигается в первую очередь его своеобразной мелодикой, приданием последовательности слов и фраз характера плавно льющегося звукового потока, интонационно-богатого и очень широкого дыхания. Живописные качества стиха определяются тонким подбором красочных эпитетов, порой необычными, впечатляющими контрастами цветовых пятен – белого, синего, красного. Преобладают сопоставления “чистых тонов”, в чем можно усмотреть сходство с аналогичной техникой художников-колористов того времени.
Примером его гражданских и гуманистических устремлений может служить стихотворение “Так окрылено, так напевно…”. Любовная тема раскрывается в другом стихотворении, относящееся к тому же времени – “В синем небе, в темной глуби…”
Центральное место в творчестве Блока 1908-19016 годов заняли стихи о Родине. “Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений – живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе к ней придем. Мы не пойдем, – оно сама пойдет на нас, уже пошла, – писал Блок Станиславскому, когда он работал над драмой “Песня Судьбы”, предназначенной для постановки в МХАТе. В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России – вопрос об интеллигенции, народе”. Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный”.



spacer
Творчество А. А. Блока