Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К***”

Стихотворение А. С. Пушкина “К***” было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 – 18790). Впервые Пушкин увидел эту девушку в 1819 году и был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года в Тригорском, во время Михайловской ссылки. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угаснувшее и забытое чувство.
Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название – “К***”. Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом

герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал “божества, вдохновенья, слез, жизни, любви”. И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.
Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.
Стихотворение построено как описание
жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя “чудным мгновением”:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа – лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это “голос нежный”, “милые черты”, “небесные черты”, “гений чистой красоты”.
О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта (“В глуши, во мраке заточенья”). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Можно сказать, что стихотворение основано на сравнениях: “как мимолетное виденье”, “как гений чистой красоты”.
В произведении много эпитетов: “чудное мгновенье”, “мимолетное виденье”, “чистая красота”, “грусть безнадежная”, “в томленье грусти”, “шумная суета”, “грусть безнадежная”, “голос нежный”, “милые черты”, “небесные черты”, ” в тревогах суеты”,
Данное произведение наполнено метафорами: “звучал голос”, “порыв рассеял мечты”, “бурь порыв”, “во мраке заточенья”, “тянулись дни”, “душе настало пробужденье”, “бьется в упоенье”, “воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь”.
Кроме того, в данном стихотворении присутствует градация: “И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь”; “твой голос нежный, твои небесные черты”; “в глуши, во мраке заточенья”.
В плане синтаксиса в стихотворении можно выделить анафору:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Также здесь можно выделить повтор (“без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви”), инверсию (“тянулись тих дни мои”, “шли годы”, “душе настало пробужденье” и так далее).
Данное произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и усеченными стопами. Это придает течению стихотворения некую размеренность и плавность, торжественность. Произведение состоит из шести четверостиший с перекрестной рифмовкой, мужскими и женскими рифмами.
В плане фонетики в стихотворении присутствует ассонанс – обилие гласных О, Е, И в характеристике лирической героини. Это придает ее образу воздушность, легкость, “небесные черты”. Кроме того, здесь есть и аллитерация: “Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви”. Свистящие и шипящие согласные придают этим строкам дополнительное настроение безысходности, печали, фатума.
Таким образом, стихотворение Пушкина “К ***” является образцом высокой поэзии как в идейном, так и в художественном смысле.



spacer
Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К***”