Тема Родины в лирике А. Твардовского

На долю А. Твардовского выпало тяжелое время — Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошел добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове «родина» заключен великий смысл — что-то родное, близкое, дорогое.
Тему Родины открывает стихотворение «О родине» (1946). Автор показывает необозримые просторы России, ее географию, прославленные места: «теплое море Крыма», «побережье Кавказа», «рыбачий поселок на волге», «сердце Урала», новые города Сибири, Дальнего Востока. Картина страны порождает ощущение масштабности, превосходства, гордости. Но эта любовь к большой стране тесно переплетается с любовью к «малой родине». Она рисуется, на первый взгляд, ничем не примечательной. Но ее скромное, простое описание проникнуто искренней любовью лирического героя. Для него эта маленькая, никому неизвестная сторонка — лучшее место на земле. Здесь его корни, его сердце:
Ничем сторона не богата,
А мне уже тем дорога,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа.
О ней он вспоминает на войне, в чужих странах. С годами она становится все роднее и дороже. Здесь он испытал счастье, познал «таинство родимой речи». Через малую родину поэт видит огромную страну, чувствует ответственность за нее. Именно с любви к малой родине, матери начинается любовь ко всей стране, зарождается патриотизм, который и позволил победить в тяжелой войне. И куда бы ни бросала жизнь, как бы она ни менялась, глубокое чувство к маленькому родному краю живо в его сердце:
А только и прежде и ныне
Милей мне моя сторона-
По той по одной лишь причине,
Что жизнь достается одна.
Казалось бы, поэт говорит старые знакомые слова, но они трогают душу своей искренностью, простотой и задушевностью. Именно чувство любви, привязанности, близости к родной земле дает человеку силы и нравственную опору. Это не громкая патетика, а простая истина, которую отстаивает А. Твардовский.
Тема Родины присутствует практически в каждом стихотворении А. Твардовского. В программном стихотворении «Я убит подо Ржевом» образ матери из конкретного превращается в символический. Он олицетворяет всю Россию. Наивные и близкие сердцу мотивы Родины звучат в поэме «Василий Теркин» (возвращение солдата на Смоленщину), в «Стране Муравии»:
Земля в длину и в ширину —
Кругом своя.
Посеешь бубочку одну,
И та — твоя.
Тема настоящего и будущего России становится главной в поэме «За далью даль». Поэма была закончена в начале 60-х годов. Основу сюжета составляет путешествие лирического героя по России в транссибирском экспрессе. Путешествие длится десять суток. Вначале автор показывает географию России. При этом она получает историческое и философское объяснение. Поэтому дорога приобретает символический характер. Это символ жизни России. Наряду с бескрайними просторами автор рисует и конкретные проявления ее жизни. Лирический герой пересекает «середину земли родной» — Волгу, затем Урал, таежную Сибирь, Дальний Восток. Эти географические образы также приобретают символический оттенок. Волга традиционно ассоциируется со Степаном Разиным, бурлаками, позже — со строительством Волго-Донского канала, расширившего возможности этой реки. Именно поэтому автор ласково называет ее матушкой Волгой, вбирающей в себя семь тысяч рек. Поэтически обрисован Урал — опорный край державы. Это главная кузница страны. В военные годы она обеспечивала войска техникой. Описание Сибири позволяет автору рассказать о мужественных и сильных сибиряках. Они никогда не подведут, не предадут.
Если описание Волги, Урала, Сибири дается из окна поезда, то на Ангаре лирический герой становится непосредственным участником событий. Он слагает гимн человеческому труду, сравнивает покорение Ангары со сражением на поле боя. Природа напоминает живое существо, которое противится людям. Ангара кипит все сильнее, но покорение обязательно произойдет. Автор восхищается мужеством строителей, описывает их труд как подвиг. Вместе с тем, он показывает, что среди народа есть приспособленцы, которые поехали в Сибирь за «большим рублем». В поэме вновь возникает тема «малой родины». Рассказ о батюшке Урале вызывает в памяти лирического героя картину детства. В главе «Две кузницы» показаны Урал и Загорье, без которых лирический герой не представляет своей жизни. Если Урал — кузница всей России, то Загорье — кузница автора. Здесь же он затрагивает тему исторического прошлого. На станции «Тайшет» происходит встреча лирического героя с другом детства. Рассказ друга потрясает героя, так как он пережил страшные времена культа личности. Таким образом, каждая глава поэмы символична, она открывает читателю одну даль за другой. Само слово «даль» приобретает иное звучание — это не только природное явление, но и будущее России:
Спасибо, Родина, за счастье
С тобою быть в пути твоем.
За новым трудным перевалом —
Вздохнуть
С тобою заодно.
…. Она моя — твоя победа,
Она моя — твоя печаль…
А. Твардовский никогда не отделял себя от судьбы своей страны. К нему по праву можно отнести строки из песни: «… грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой». Действительно, слово «Родина» не должно быть абстрактным понятием. Она неотделима от нас. Это часть нашей души, нашей силы. От нас зависит сохранение ее традиций, приумножение ее богатств. Ответственность каждого за свою судьбу, за свое отечество, в конечном счете, определяет наше будущее.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема Родины в лирике А. Твардовского