Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова

Если бы М. Ю. Лермонтов не стал бы великим русским поэтом, он смог увековечить свое имя как великолепный живописец. В его стихотворениях о природе звучит восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.
Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, раскрыть исповедь сердца, с болью сказать о человеческом одиночестве. Оно служило также способом философского осмысления мира. В то же время лирический пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
В лирике природы у поэта прослеживается художественная эволюция. В ранние годы творчества у Лермонтова преобладает условно-романтический пейзаж. Например, в стихотворении ранней лирики «Русская мелодия» поэт сопоставляет «бури шумные природы» с «бурями тайных страстей». В стихотворениях «Гроза», «Вечер», «Песня», «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» изображение природы сравнивается с душевным состоянием лирического героя. Важным мотивом пейзажной лирики 30х годов у Лермонтова является запечатление неба и звезд.
В стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» поэт пишет

о разобщении человека и природы. Наиболее значимым стихотворением на эту тему является «Три пальмы» (1839 г.). В этом стихотворении поэт делает попытку преодоления мотива одиночества.
Лермонтов настойчиво ищет путей единения человека и врачующей природы, слияния личности с окружающей его гармонией. Мы видим это на примере концовки-мечты в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.):
Чтоб всю жизнь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Это стихотворение поражает странным сочетанием восторга перед красотой природы — и горечи, усталости — и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время наполнен жизни. «Кремнистый путь блестит» не мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи — молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит».
В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс — мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы. Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам:
Что же мне так больно и так трудно.
Жду ль чего? жалею ли о чем?
…….
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю и зло мира. Картиной мироздания стихотворение начато, слиянием с природой оно завершено. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» отличается исключительной музыкальностью. С. Я. Маршак говорил: «Оно все поет». Не случайно многие композиторы создали романсы на эти стихи. И в их числе — наиболее популярный, сочиненный Е. С. Шашиной.
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.). Стихотворение написано в необычных условиях пребывания под арестом, на клочках бумаги с помощью печной сажи, вина и спички. Такие исключительные обстоятельства, в условиях которых у поэта возникла потребность нарисовать пейзаж, подчеркивает особую значимость последнего в творчестве Лермонтова. Это стихотворение не следствие созерцания природы, а результат раздумья о ней. Обилие глаголов, глагольных форм, а значит, и действий: нива «волнуется», лес «шумит», слива «прячется». Конкретны и признаки: желтеющая (нива), свежий (лес), малиновая (слива), сладостная (тень), зеленый (листок).
Поразительно то, что в пределах одного пейзажного произведения — воссоздание картины трех времен года: осени, весны и лета. Значит, это стихотворение-размышление о природе вообще с ее различными состояниями. Это размышление сгущено в последней, четвертой строфе. Восприятие природы, единение с нею способно хотя бы на время освободить человека от его мучений и тревог. И тогда наступает состояние целительного успокоения, желанное постижение счастья, гармонии личности и мироздания, признание божественной красоты мира. Но это состояние редкостное и временное.
Одна из важнейших тем лирики Лермонтова — тема Родины. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) юный поэт касается темы страдающей родины, хотя и заменяет Россию Турцией, представляющей в те времена страну с деспотическим режимом. Такая маскировка связана с цензурными условиями. Поэт рисует страну, где господствует крепостническая система, попрание человеческого достоинства и произвол.
В стихотворении «Монолог» (1829 г.) Лермонтов прибегает к гневным выпадам против николаевской России:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. «Бородино» — стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои — простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь. Не желая словословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя».
В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов с горечью говорит о том, что Россия — «страна рабов, страна господ», голубых мундиров жандармов и красных воротников полицейских. Он надеется, что «за хребтом Кавказа» укроется от ее «пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».
Стихотворение «Родина» (1841 г.) представляет собою не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне («странная любовь»), но и исповедь любви к России.
Лермонтов четырежды по-сыновьи клянется в преданности Родине.
России парадной, гордящейся победами всесокрушающего меча («славе, купленной кровью»), поэт противопоставляет страну мирного труда и проселочных путей, крестьянских забот и незатейливых праздников, молчаливых степей и топанья со свистом мужичков. От безмерности величественного пространства («разливы рек, подобные морям») поэт переходит к точечным образам «дрожащих огней печальных деревень», а от них — к нежным образам «дымка спаленной жнивы» и «четы белеющих берез».
В своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Ощущение красоты усиливается и отдельными уменьшительно-ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова