Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева «Разгром»

Роман А. Фадеева «Разгром» (1925 — 1926 годы) стоит в ряду лучших произведений о гражданской войне. Автор, пройдя партизанскую войну, описывает события как бы «изнутри». Он дает объективную оценку событий того времени. А. Фадеев заставляет читателя по-другому осмыслить многие стороны российской истории.
«Разгром» повествует о борьбе и гибели одного партизанского отряда на Дальнем Востоке. Автор выбирает необычный для военных произведений взгляд на события. В романе очень много места уделяется описанию внутреннего мира партизан. Благодаря этому мы понимаем, что привело героев, простых людей, в отряд Левинсона. А также почему, несмотря на превосходство, белая гвардия и интервенция на Дальнем Востоке потерпела поражение.
На протяжении всего повествования мы наблюдаем за развитием характеров трех главных героев: Левинсона, Морозки и Мечика. Они являются представителями разных срезов общества. Левинсон — командир, Морозка — простой рабочий в прошлом и партизан в настоящем, Мечик — юноша из интеллигентной семьи, захотевший стать партизаном. Важно заметить, что Фадеева интересует прежде всего духовное развитие этих героев.
В итоговой главе романа «Девятнадцать» мы узнаем о финале похода партизанского отряда и о судьбах героев «Разгрома». В XVII главе отряд натыкается на казачью засаду. Его не спасают высланные вперед дозорные. Мечик, который был первым разведчиком, встретившись с казаками, позорно убегает от неприятеля. Позже, когда погоня затихла, герой осознает последствия своего поступка: » Что я наделал… о-о-о… что я наделал, — повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. — Что я наделал, …». Но автор тут же уточняет, что «мучился он не столько потому, что из-за этого его поступка погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе». Еще немного поразмыслив, Мечик чувствует радостную свободу: «Он все еще осуждал себя и каялся, но уже не мог подавить в себе личных надежд и радостей, которые сразу зашевелились в нем, когда он подумал о том, что теперь он совершенно свободен и может идти туда, где нет этой ужасной жизни и где никто не знает о его поступке». Таким образом, Мечик не смог преодолеть испытаний и не смог воспитать в себе сильную личность, хотя имел для этого, как показывает автор, все основания. Романтические мечты этого героя разбились о суровые будни партизан.
Стать настоящим человеком, осознающим себя и всю окружающую жизнь, получилось, на мой взгляд, у другого героя романа — Морозки. На страницах романа этот герой взрослел, размышлял и внутренне перестраивался. В его характере появляется самокритичность и желание бороться со своими вредными привычками. В «Девятнадцати» Морозка предстает перед нами человеком, полностью осознающим свой человеческий долг. Можно сказать, что перед смертью герой совершает подвиг: «Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности… Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено…».
Неким идеалом является для Фадеева, как мне кажется, Левинсон. Это человек, обладающий всеми качествами командира и просто настоящей личности. В последней главе мы окончательно убеждаемся в этом. Смертельно уставший, как и все партизаны, в полубреду командир чувствует родственную близость со своими бойцами. Он очень переживает, думая о недавней гибели некоторых из них. Как простой смертный, Левинсон переживает, что в ответственный момент не сможет спасти партизан, принять правильное решение. Но в нужный момент на помощь ему приходит партизан Бакланов. Левинсон отчаянно ведет отряд на прорыв. После жестокой схватки с казаками в живых остаются лишь девятнадцать бойцов, включая самого командира. Увидев это, Левинсон «весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде…».
Но нужно было жить дальше. Выехав из леса, командиру открывается картины прекрасной природы и мирной жизни. Тогда «Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, — и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности».
Таким образом, оставаясь душевным, мягким человеком, Левинсон подчиняет свою жизнь высокой идее служения народу. Он собирает волю в кулак и понимает, что несмотря ни на что, необходимо бороться дальше ради улучшения жизни своей родины.
Трагедия партизанского отряда разворачивается на фоне прекрасного пейзажа: »
Солнце уже поднялось над лесом. Иней давно растаял. Небо раскрылось в вышине, прозрачно-льдистое и голубое. Деревья в мокром сияющем золоте склонялись над дорогой. День занялся теплый, непохожий на осенний». Так начинается глава романа и заканчивается она также изображением природы. Как мне кажется, автор тем самым хотел показать близость партизан к родной стране и родному народу, а также то, за что они отдают свои жизни. Недаром в сцене с Мечиком появляется бурундучок, который пугается предателя и убегает. Это подчеркивает чужеродность и отдаленность героя от всего настоящего.
Таким образом, глава «Девятнадцать» является итогом романа. В нем получает завершение развитие основных характеров, рисуется финал похода партизанского отряда. Несмотря ни на что, роман заканчивается оптимистично. В последней главе с новой силой проявляется жизненный идеал Фадеева, выраженный в образе Левинсона. По мысли автора, нужно жить, руководствуясь высокой целью служения своему народу.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева «Разгром»