Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом. Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Пушкин говорит об этом в стихотворении «Поэту», Автор на себе испытал «суд глупца и смех толпы холодной», но не утратил веры в себя и свое призвание. Он призывает поэта:
…Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Поэт, по мнению Пушкина, должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный». Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении «Поэт». Это произведение представляет собой развернутое сравнение истории кинжала и судьбы поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он «свое утратил назначенье» и превратился в золотую игрушку. То, что случилось с кинжалом, напоминает автору судьбу поэта. Лермонтов обвиняет поэта в том, что он «на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Автор считает, что истинному искусству чужды «блестки и обманы». Голос поэта должен звучать, «как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных». В последних строках образы поэзии и кинжала сливаются:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Это стихотворение, как и многие произведения Лермонтова, полно гражданским пафосом. Автор утверждает, что поэт должен занимать активную гражданскую позицию. Слово поэта — грозное оружие, способное воспламенить «бойца для битвы»; оно необходимо толпе, «как фимиам в часы молитвы». Понятие гражданственности поэзии Лермонтов унаследовал от Пушкина, который первым провозгласил его в своих произведениях. Сам Пушкин, как известно, принимал участие в движении декабристов. Об этом он рассказывает в стихотворении «Арион»:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы.
Свою роль в движении декабристов поэт определяет следующими словами: «Пловцам я пел». Несмотря на то что восстание закончилось поражением декабристов, Пушкин остался верен их идеалам. Об этом он открыто заявляет в последней строке стихотворения:
Я гимны прежние пою…
Мысль о том, что поэт должен активно относиться к окружающему его миру, воздействовать своим словом на людей, звучит также в стихотворении Пушкина «Пророк». Но для того чтобы поэт-пророк смог это сделать, он, по мнению автора, должен обладать определенными талантами. В упомянутом выше стихотворении Пушкин рассказывает о том, как во время духовного кризиса к нему явился шестикрылый серафим и наградил его удивительным зрением, чутким слухом. В результате чудесных превращений вместо «грешного языка» поэт обрел «жало мудрыя змеи», вместо «трепетного сердца» — «угль, пылающий огнем». Все эти качества нужны не поэту-романтику, а поэту-реалисту, который отражает в своем творчестве проблемы окружающей его действительности, и для настоящего искусства недостаточно только пересказывать свои мысли и чувства. Необходимо, чтобы душу поэта наполняла «Божественная воля». Только в этом случае поэт-пророк может приступить к осуществлению своей миссии — «глаголом» жечь «сердца людей». Лермонтов в одноименном стихотворении продолжает пушкинскую тему. Свое повествование он начинает с того момента, на котором остановился Пушкин:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока
Стараясь помочь людям, пророк стал проповедовать «любви и правды чистые ученья». Но его слова вызвали в людях лишь озлобление, и пророк был вынужден бежать в пустыню. В отличие от «Пророка» Пушкина, стихотворение Лермонтова отмечено трагическим пафосом. Пророк Лермонтова — это не только Божественный избранник, но и нищий изгнанник. Лермонтов считал, что участь одинокого изгнанника неизбежна для истин ного поэта. Поэтому в стихотворении «Смерть Поэта» он говорит о трагической гибели Пушкина как о закономерном следствии его одиночества. Стихотворение полно противоречивых чувств. В нем и любовь Лермонтова, и его ненависть, и скорбь. Автор мягко укоряет Пушкина за то, что «вступил он в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей». И смело называет тех, кто виновен в смерти великого Поэта:
…вы, надменные потомки…
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
И не только называет, но и гневно обвиняет:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе как о преемнике традиций пушкинской поэзии.
В заключение отметим, что размышления Лермонтова и Пушкина о роли поэта и поэзии сыграли важную роль в формировании взглядов их последователей.