Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает, — вот что отличает поэзию Владимира Маяковского. На мой взгляд, это один из самых талантливых русских поэтов.
Безусловно, одной из ведущих тем творчества этого художника слова является тема патриотическая. Больше того, все, о чем писал этот поэт, так или иначе было связано с заботой о судьбе его Родины, с глобальными переменами, происходящими в ней, с утверждением нового строя.
Лирика Маяковского четко делится на два периода. Произведения, написанные до революции 1917 года, наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда — протест, бунт, эпатаж, желание лирического героя переустроить весь мир, всю Вселенную. Но начать он хочет со свой родной страны.
В стихотворении «Нате!» (1913) герой противостоит бездушной и пошлой публике. Он, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на ее понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Лирический герой говорит с людьми о самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир». Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Но лирический герой считает себя свободным от мнения толпы. Он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой позволяет себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
В поэме «Облако в штанах» лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить. Это общество «жирных, «желудков в панаме», которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.
Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»
Лирический герой «крушит» все основы, на которые опирался общественный строй России. В реальности же со старым миром должна покончить революция. Только она, по мнению поэта, может раз и навсегда изменить жизнь людей и страны.
Интересно, что герой видит в революции не только способ социального преобразования мира. Для него это еще и нравственное очищение. Вот где истинное горнило для души, а не та религия, которую предлагает людям старый строй.
После революции 1917 года патриотическая тема в творчестве Маяковского теснейшим образом была связана с борьбой за новый строй, с недостатками, мешающими наступлению коммунизма:
Граждане, за ружья!
К оружию, граждане…
В «Оде революции» поэт видит все отрицательные моменты переворота (он называет революцию «двуликой»). Сегодня она дает освобождение шахтеру, возвращает ему человеческое достоинство и радость жизни. А завтра — «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля».
Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
И все-таки «великая» — для него самый главный эпитет! По мнению Маяковского, все недостатки с лихвой перекрываются революционной идеей — полным обновлением, освобождением миллионов людей, новой жизнью, новой верой. Именно поэтому поэт в финале стихотворения шлет революции свое благословение:
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды!-
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —
Поэтому вполне логичном выглядит прославление поэтом советского паспорта как символа советского строя, идеи коммунизма, революции. В «Стихах о советском паспорте» герой так и заявляет:
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
Поэт описывает, какую реакцию вызывает эта «красная книжица» у иностранцев. Ведь и для них советский паспорт — символ СССР, страны, представляющей угрозу капиталистическому миру. Маяковский показывает, что любое упоминание о молодой советской стране пугает иностранцев:
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
И этот факт вызывает у лирического героя гордость: враги боятся его, его документа, его принадлежности к великой Стране Советов.
В свое творчество Владимир Маяковский вкладывал всего себя. Он искренне верил в революцию, в то, что защищает правое дело. Именно поэтому, может быть, поэт не смог пережить разочарования в том, за что боролся. Именно поэтому, как мне кажется, 1930 год оборвал жизнь Владимира Маяковского.