Образ поэта в лирике Маяковского

“Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных”, – говорит О. Э. Мандельштам о творчестве В. В. Маяковского. Маяковский известен нам как новатор и просто великолепный поэт. Своему делу он всегда отдавался полностью, стремился делать все, что в его силах и даже больше для народа: это желание нашло отражение в его поэзии.
В 1912 г. юный Маяковский вместе со своими единомышленниками футуристами выпускает альманах и манифест “Пощечина общественному вкусу”, тем самым сделав себе репутацию

крайне неоднозначного и скандального поэта. Тогда публика еще не была к такому яркому проявлению личности.
Между тем, за всем этой экстравагантностью и антиэстетизмом скрывалась пылкая душа поэта, душа человека с ясным взглядом на мир, с высокой миссией. “Светить всегда!/светить везде, до дней последних донца…”, – озвучивает лозунг поэта Маяковский в стихотворении “Необычайное приключение…”. Маяковский как организатор литературной группы “ЛЕФ” (Левый фронт) выдвинул три основных принципа поэзии: принцип социального заказа, принцип литературы факта и принцип искусства-жизнестроения. Так,
основой для “Необычайного приключения” послужило абсолютно реальное событие – встреча поэта с солнцем у себя на даче. Но гениальность и новаторство Маяковского проявилось именно в том, что обычный факт он преподносит еще и с фантастическим подтекстом: поэт начинает разговор с солнцем, что еще больше сближает их. “Ты да я,/нас, товарищ, двое!”, – говорит солнце. Истинное назначение поэта Маяковский видит в полной отдаче, непрекращающейся работе, которая будет нести людям свет: и даже когда на небе не будет солнца – светила, дарующего людям радость и покой, самого теплого человеческого спутника – путь людской будут озарять стихи.
Образ поэзии-света также нашел отклик в стихотворении “Послушайте!”. Здесь автор представил свой взгляд на назначение поэзии. Поэзия – эта та великая сила, которая никогда не угаснет, та великая надежда, которая никогда не потухнет, как и звезды будут каждую ночь выходить на небо – и так до бесконечности. Быть может, для кого-то поэзия – это не просто “плевочки”, быть может, остались еще люди, которые способны разглядеть в ней “жемчужину”? Ведь без света не может быть будущего, а именно слово может озарять умы и привести все общество в мир идеального будущего.
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
В этих строчках перед нами предстает поэт-жертвенник. Поэта терзает то, что его не понимают, что его творчество никому, по сути, не нужно, что поэт весь “боль и ушиб”. Но он не теряет веры в светлое будущее, веры в грядущее поколение, которому он завещает “фруктовый сад” его великой души. Только самое лучшее он оставит последующему поколению – свои стихи.
Сверхзадача поэзии по Маяковскому – это служение людям. Поэт верил, что слово – это то, что может навести человека на правильный путь. Для себя Маяковский давно определил, во имя чего он пишет, и он жертвует собой ради служения людям, ради того, чтобы хоть чуть-чуть приблизить идеальное.



spacer
Образ поэта в лирике Маяковского