Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского – это революционер-романтик, ищущий в творчестве не просто самовыражения, а оружие борьбы с ненавистными ему буржуазным обществом, являющимся врагом революции, которую он предрекает и в которую верит. Раннее творчество поэта уже содержит мотивы социального звучания, сформированные в его еще юном сознании, и это выделяет Маяковского из числа многих художников слова того времени.
Прежде чем перейти к характеристике образа лирического героя, следует сказать, как Маяковский видит мир и что

является объектом его наблюдений на раннем этапе творчества. В таких, например, стихотворениях, как “Порт”, “Ночь”, “Утро”, ощущаются поиски необычного, глубоко индивидуального отображения действительности, а также определяется и главная тема дооктябрьского периода его поэзии – человек и капиталистический город.
Город уподобляется аду, его “шумики, шумы и шумищи” несут людям страдания. Человек в этом мире “одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека”. Здесь “жуток шуток квакающий смех”, стихи поэта уподобляются “окровавленному песнями рогу”:
Кричу кирпичу,
/> слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшую мякоть… –
Эти строки одного из стихотворений Маяковского 1913 года передают настроение большинства ранних произведений поэта, в том числе, его трагедии “Владимир Маяковский”, созданной в том же 1913 году. Действующие лица этого первого драматического произведения Маяковского – люди, искалеченные современным буржуазным городом. Они воплощают в себе человеческие несчастья. “Легло на город громадное горе и сотни махоньких горь”, – говорит один из персонажей трагедии. Задача поэзии для Маяковского заключается в том, чтобы выразить страдания этих людей-калек, вобрать в себя слезы и боль миллионов униженных и оскорбленных.
Таким образом, можно сделать вывод о художественном пространстве и времени, в которые Маяковский помещает своего лирического героя. Это предреволюционный период, в котором торжествующей силой выступает буржуазный город со своими калечащими людей порядками, заставляющими их страдать. Страдает в условиях капиталистического общества и лирический герой.
В “Облаке в штанах” с большой силой проявился образ героя, характер которого был сформирован под влиянием антибуржуазной деятельности, высокой гуманистичности, романтико-революционных стремлений к лучшему будущему. Четыре главы поэмы объединены общим лозунгом, провозглашенным страдающим человеком-бунтарем, желающим избавить себя и других от четырех основных буржуазных зол: “долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию”.
Лирический герой Маяковского страдает от неразделенной любви к Марии, женщине, которая ушла к другому, человеку из мира, управляемому капиталом. Своеобразие раскрытия любовной темы в этой поэме, однако, заключается не в простой констатации душевных переживаний, а в объяснении трагедии неразделенной любви в буржуазном обществе. Лирический герой выступает здесь защитником нормальных человеческих отношений, которыми не управляют деньги, страсть, пошло воспеваемая “чирикающим” искусством и прикрываемая мнимой религиозностью. Мы видим уже в этом раннем произведении, как герой от личных бед и переживаний переходит к переживаниям за судьбу “голеньких, потненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке”, то есть тех, кого согнуло под пудом “сала” “зажиревшего” правящего класса.
Герой – не эгоист, он – гуманный член социума, ощущающий себя тринадцатым апостолом, в руках у которого “сапожный ножик”, способный раскроить “пропахшего ладаном отсюда до Аляски!”
Он также поэт-провидец, предрекающий приближение революции, которое обязательно приведет, верит он, в “коммунистическое далеко” всех страдальцев.
Мотив борьбы героя за личное счастье, которое невозможно, если не затянуть узел на шее зажравшегося строя, искусства и религии, проходит через все раннее творчество Маяковского. После “Облака в штанах” он найдет отражение и в ряде произведений 1915-1917 годов, таких, как поэмы “Флейта – позвоночник”, “Война и мир”, “Человек”. В этих произведениях гуманистический идеал Маяковского, воплощенный в лирическом герое, претерпевает эволюцию. В “Облаке в штанах” тринадцатый апостол призывал угнетенных к ниспровержению угнетателей, спустившись с неба, то есть как бы стоя над людьми. Когда же в первой и третьей частях поэмы герой лишился апостольского ореола, то превратился в такого же угнетенного, выкинутого в “грязную руку Пресни”.
В произведениях же, написанных после “Облака…”, Маяковский переходит к прославлению уже не апостола, а как раз обыкновенного человека, который весь – “необыкновенное чудо двадцатого века”. Именно в простом человеке содержится великая сила, способная устранить любую причину людских страданий.
Таков лирический герой ранней лирики Маяковского.