Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?

Всю свою жизнь и творчество В. В. Маяковский посвятил служению Родине. Человек экспрессивный, беспощадный ко всему, что его не устраивало, он с юности имел четкую гражданскую позицию, которая выражалась в протесте против существующего строя, жизни, общества. Особенно ярко проявляется протестующий характер его лирического героя в ранних стихотворениях. Что же не устраивает героя Маяковского?
А не устраивает его все то, что не согласуется с мировоззрением, сложившимся под влиянием футуристических идей нового, светлого будущего, которое он

считает возможным достичь, открыв людям глаза на “адище” окружающей их действительности. В стихотворении “Эй!” поэт, обращаясь к стране, в которой “прокислый воздух плесенью веет”, восклицает:
Эй!
Россия,
Нельзя ли
Чего новее?
Лирический герой называет людей скучными, не способными забыть “свой северный ум”. А именно это, считает он, мешает России обновиться. Лирический герой Маяковского – полная противоположность скучной, “мокрой, будто ее облизали” толпы. Это человек, способный на подвиги во имя освобождения всех опутанных “обывательщиной”. Даже внешне он стремится
отделить себя от “пиджаков и манжет”, “крахмальных грудей”.
В стихотворении “Кофта фата” поэт создает такой облик героя:
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
Уже в этих двух стихотворениях мы видим, что герой Маяковского – личность неординарная, способная во весь голос заявить о себе и своих взглядах на жизнь. Чувствуется так же, что это личность сильная, а потому имеющая право на протест, который рано или поздно из личного перерастет во всеобщий.
Бунтарство героя не ограничивается заявлениями только об обыденности жизни, с которой непременно нужно бороться. Герой недоволен и городом, в котором правят буржуазные нравы и порядки. Для него это “адище”, состоящее из маленьких “адков”, переполненное гробами “домов публичных”, открывающими вид на “враждующий букет бульварных проституток”.
В городах “взрывают гудки” автомобили, не прекращается движение, несущее в себе опасность для человека, для его души, которая перестает быть восприимчивой к прекрасному на земле. Свидетельство этому – образы “раненого солнца” и “никому не нужной, дряблой” луны в стихотворении “Адище города”.
Лирическому герою Маяковского все это противно, он стремится вразумить людей, обратить их внимание на вечную красоту, способную вернуть им внутреннюю и внешнюю гармонию в этом “адище”:
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтоб каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Звезды – это символ вечной красоты, всепобеждающей, всеобъемлющей и все исцеляющей. Поэт обращает внимание на то, что людям стоит только поднять глаза на вечернее небо – и что-то уже начнет изменяться к лучшему.
Но, к сожалению, персонажи ранней лирики Маяковского “ничего не понимают”, и герой его “одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека”. Ему остается возмущаться и призывать людей к борьбе за улучшение жизни, выставляя на показ все ее худшие стороны, надеясь, что когда-то он будет услышан.
Герой возмущается буржуазным миром, в котором люди превращаются в “бездарных, многих”, “проживающих за оргией оргию, имеющих ванную и теплый клозет”. Этот мир населен “унылыми” судьями, которые “мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу”, потому что забились “под своды законов” и все “кругом обложили статьями”. В нем прозябают “знаменитые ученые” без единого “человеческого качества”. Это не люди, а “двуногое бессилие, с головой откусанной начисто трактатом “О бородавках в Бразилии””.
Поэт понимает, что если такому существованию людей не положить конец, то страна постепенно прекратит свое развитие, а это для него, переживающего за ее судьбу, совершенно неприемлемо. Поэтому в своей поэме “Облако в штанах”, вобравшей описание всех сфер жизни страны, которыми был недоволен поэт, он выражает недвусмысленный протест, протест против всех отрицательных сторон действительности, которые он раскрывал в ранней лирике. В поэме он звучит в лозунге “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой вашу религию!”, “Долой ваш строй!”.
В этом произведении Маяковский изображает человека, страдающего в буржуазном мире от неразделенной любви к женщине, “украденной” этим миром. Герой протестует против невозможности чувств в условиях классового разделения, искаженных представлений о нравственности и морали, прикрываемых мнимой религиозностью и воспеваемых “чирикающим искусством”. Но главный корень зла находится, по представлениям поэта, в буржуазном строе, с которым он призывает бороться.
Как можно видеть в более позднем творчестве Маяковского, этот призыв к искоренению источников несчастья был услышан теми людьми, которые приняли революцию и ее плоды, теми, кто вместе с ним пошел в “коммунистическое далеко”. А это доказывает, что протест лирического героя Маяковского не был напрасен.



spacer
Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?