Тема дома и бездомья в лирике А. Блока

Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: “…от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятьям, “возмездию” и…- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру”.
В первый том стихотворений

Блока вошли три цикла: “Ante lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, “Распутья”. Здесь романтический лирический герой как бы разделен надвое. С одной стороны, он разочарован в жизни и стремится к смерти. С другой – герой любит жизнь и хочет ею наслаждаться.
Разочарованный герой, отверженный и одинокий, не имеет своего дома. Он вынужден скитаться, презираемый толпой: “В холодной мгле передрассветной Среди толпы блуждаю я…” (“Пусть светит месяц – ночь темна…”) Ощущение себя в жизни герой передает фразой: “Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне”. У лирического героя первой книги
стихов Блока нет дома. Да он ему и не нужен. Герой бродит по свету. Он молод, ищет себя, познает мир:
В ночи, когда уснет тревога.
И город скроется во мгле. –
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!
“В ночи, когда уснет тревога…”
Особенно сильно этот мотив начинает звучать в оптимистических, жизнерадостных стихах первой книги (“Я стремлюсь к роскошной воле”), в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”. Поэт считал, что любовь к миру открыта человеку через любовь к женщине. Лирический герой показан в этом цикле на фоне природы, вечных стихий. Скорее здесь развивается тема странничества и слияния с природой. Эта тема заявлена уже во “Вступлении”: “Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота”. В момент любви для героя весь мир – его дом: “Навстречу вешнему расцвету Зазеленели острова”, “Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах”.
В “Распутье” возникает другой мотив. Появляется связь с повседневностью, внимание к человеческому горю. В этом цикле двойник лирического героя – нищий бродяга, не имеющий своего пристанища из-за социального положения :
Мимо идут, говоря: “Ты, прохожий,
Точно такой же, как я, как другой;
Следом идет на тебя непохожий
Сгорбленный нищий с сумой и клюкой”.
Лирический герой становится ближе к людям, он начинает замечать их страдания. Поэтому чувствовать себя благополучным он уже не может. Сердцем герой – вместе со своим народом.
Лирика второго тома отразила важные изменения в творчестве Блока. Теперь лирический герой обращен к миру, к его бедам и радостям. Здесь отчетливо начинает звучать тема Родины. Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее “тайну”, познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом (“Русь”):
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В цикле “Разные стихотворения” появляется образ осеннего поля, ненастья, пронизывающего насквозь ветра. Этот образ символизирует положение страны, русского народа. И это – дом для поэта, неуютный, холодный, продуваемый. Однако по-другому лирический герой не может. Он не может бросить свою Россию.
Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает свой знаменитый “чердачный цикл” (“Холодный день”, “В октябре”, “Ночь. Город угомонился”, “Окна во двор”, “На чердаке” и другие). Здесь лирический герой – представитель городских низов, один из многих “униженных и оскорбленных”. Его окружают “зловонные двери”, “низкий потолок”, “заплеванный угол”, “оловянные кровли”. Лирическое “я” растворилось в личностях других людей, в тех “униженных и оскорбленных”, которым нужна помощь и сочувствие.
Третий том стихов Блока – завершающий том его трилогии. Это высший этап трудного, во многом трагического пути поэта. Он открывается циклом “Страшный мир”. Теперь дом для лирического героя – вся Вселенная, космос:
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, – в который раз?
В этом цикле вновь приобретает сильное звучание мотивы трагического мироощущения, “угрюмства”, мысль о роковом круговороте жизни, о беспомощности человека. Эти мотивы продолжают развиваться и в других циклах третьего тома. Однако нельзя думать, что в финал творчества поэта – это пессимизм и фатализм. Отнюдь:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Тема дома и, как его развитие, тема бездомья пронизывает всю творчество Блока. Можно сказать, что эта тема – один из лейтмотивов творчества поэта. Из тома в том тема дома и бездомья развивается по-своему: от полного бездомья лирического героя до осознания, что вся Вселенная – его пристанище.



spacer
Тема дома и бездомья в лирике А. Блока