Тема города в лирике А. Блока



Поэзия начала ХХ века зародилась во время одного из самых сложных исторических периодов для нашей страны. События, происходившие в России, не могли не найти отражения в творениях поэтов той эпохи. Разрушение царского режима, стремление к новой, лучшей жизни, строительство новой России – эти и другие важные для того времени темы поднимали в своих стихах многие талантливые поэты. Одним из них был Александр Блок, который с помощью поэзии выражал собственные взгляды на происходящие события.
В 1904-1908 годах Блок обратился к новой, ранее не затрагиваемой им, теме – изображению современного города. Лирический герой противостоит “страшному миру” города. Его отторжение жизни северной столицы наиболее ярко выражено в книге “Нечаянная радость” (1907), где стихи о тайнах земли объединены с произведениями на тему города. В этом сборнике показаны два состояния одной души, которая оказывалась то в душной клетке зданий, то в “зеленой ласкающей мгле” свободных пространств. Суета городской жизни и мудрость прозрений на “зеленой поляне” — очень контрастны, но в то же время взаимосвязаны в человеческом сознании и представляют собой, так сказать, звенья внутреннего бытия.
Впоследствии Блоком был подготовлен даже целый цикл стихов, который так и назывался – “Город”. Поэт постоянно дополнял этот цикл. В результате “Город” вобрал в себя самые различные стихи. Тем не менее, лирический герой цикла остался неизменен, его душа потрясена ужасом жизни, одиночеством. Он мучительно отстранен от действительности. Соприкоснувшись с ней, с ее кричащими противоречиями, поэт по-прежнему настойчиво ищет свет и правду.
Лирический герой обладает “глазами без век”: они неутомимо смотрят на мир, они видят его пеструю внешность и скрытые за ними людские страдания. Именно такое впечатление производят страшные картины города в стихотворениях “Последний день”, “Обман”, “В кабаках, в переулках, в извивах…”, “Улица, улица…”, “Иду – все мимолетно…”.
Изображение происходящего здесь неотделимо от переживаний: “оплывший огарок маячил в оплывших глазах”, “тени беззвучно спешащих тело продать”. Обычный день продажной женщины заканчивается апокалипсической сценой конца мира: в небе — “в разверстой лазури тонкая рука распластала тонкий крест”. В женщине на мгновение улавливается оборотень. Таков результат наблюдений лирического героя.
Перед нами – “город торговли”, куда “небеса не сойдут”; город “мертвого лика”. Но на мгновение грязные дома и улицы освещены небесными светилами и рождают “заманчивый обман”. В лирический пейзаж “брошен” закат, “кровью солнца” облиты площади. Либо, наоборот, “все успокоено” “тихой и торжественной” ночью. Лучи небесные только подчеркивают уродства, высвечивают их. Поется гимн “дерзкому солнцу, пробивающему путь”, “золотой игле”, поражающей мглу.
Сложным был взгляд поэта на историю города, конкретнее, Санкт-Петербурга (“Петр”, “Поединок”). Монарх, заложивший северную столицу на Неве, воспринимался и как сила, победившая “копытом сжатого” Змея (внешних врагов), и как вдохновитель страшной городской действительности. Петербург – детище “веселого царя”, очаг разврата: манящих женских зовов, мужского “лова” наслаждений – всего, что проступает в дыму “зловонного кадила”, в “ризе городской гари”.
Порочная атмосфера передана средствами стремительной смены одного плана другим. От раскрытия образов плотоядной толпы к сущности петербургской жизни, от монументальной фигуры Медного всадника к двойственной роли Петра I.
В стихотворении “Ночное дыхание свободы” нарисован образ тягостного сомнения. Оно еще определеннее высказано в стихотворении “Вися над городом всемирным…”. Но и темная стихия страшит, так как она не созвучна с красотой возрождения природы:
И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик Змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Сверкнувших колец чешуи.
В сборнике “Город” много стихов, рожденных заботой о будущем. Именно поэтому с темой города тесно связана тема революции. Мир меняется под действием происходящих событий, и они неминуемо отражаются как на внешнем облике города, так и во внутренних механизмах, им управляющих. В этих стихах звучит неприятие обыденщины, “довольных малым”. С особой силой это сделано в стихотворениях: “Я вам поведал неземное…”, “Незнакомка”, “Там дамы щеголяют модами”.
В первом разрыв между лирическим героем и его бездуховным окружением венчается гневными словами:
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор.
В стихотворении “Незнакомка” повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, разочарованном в окружающей его жизни, о его стремлении освободиться от нее.
Блоку был близок Брюсов отношением к городской культуре, ее противоречиям, чувством близящегося крушения мира насилия. Но неприятие городской культуры, быта “страшного мира” опиралось у Блока на отвлеченные, подчас мистически окрашенные образы. В своих стихах поэт нарисовал не просто город, он сделал город-символ, город как живое существо, перемалывающее людские души и выбрасывающее их в темноту обыденщины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Тема города в лирике А. Блока