По тексту Л. В. Успенского

В данном тексте Успенский рассуждает о значимости фамилии, а точнее, ее звучания, для восприятия и характеристики человека. Автор говорит о том, что «очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по фамилии, как «по одежке» в известной пословице…». И должно пройти много времени, чтобы человек изменил уже сложившееся, на основании лишь звучания его фамилии, мнение о себе!
Именно поэтому фамилии так привлекают писателей — все они особо тщательно подходят к выбору «наименований» своих героев. Очень многие и очень часто использовали прием «говорящих» фамилий, чтобы более полно и детально охарактеризовать своих персонажей.
Успенский приводит в пример Л. Н. Толстого, у которого главные герои носят благозвучные и благородные фамилии Болконских, Ростовых. А у Гоголя, пишущего в другой манере, произведения «пестрят» коробочками, собакевичами, неуважай-корыто, товстогубами…
И действительно, как в жизни мы дорисовываем те или иные характеристики человеку на основании звучания его фамилии, так и воспринимаем героев литературных произведений, исходя, в том числе, и из их фамилий. Тем более, что они, как правило, и соответствуют своим фамилиям. Примером тому служат персонажи Ф. М. Достоевского (Раскольников, Мармеладова, Смердяков, Карамазовы, Мышкин); персонажи А. П. Чехова (Раневская, Лопахин, Треплев, Червяков); персонажи И. С. Тургенева (Базаров, Одинцова, Кукшина, Ситников) и многих других писателей.
Таким образом, фамилия — это своего рода визитная карточка человека. Таким ее свойством в полной мере пользуются писатели, создавая для своих героев «говорящие» фамилии, помогающие более полно характеризовать персонажей их произведений.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
По тексту Л. В. Успенского