Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

К началу работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин был уже сложившимся поэтом, со значительным опытом и громкой славой. Южные поэмы Александра Сергеевича являлись наиболее яркими произведениями романтического периода его творчества. Поэт чувствовал, что романтизм несет в себе некоторую “оторванность” героев от жизни и поэтому не позволяет достигнуть всестороннего изображения действительности.
В романе “Евгений Онегин” Пушкин совершил переворот в литературе, суть которого заключалась в том, чтобы сблизить литературу

с жизнью. Это новое направление позже получило название “реализм”.
А. С. Пушкин начал писать роман в мае 1823 года и работал над ним целых семь лет. Поэт сам обозначил жанр произведения – роман в стихах. Автор внимательно исследует все обстоятельства жизни героя, социальные условия формирования его личности.
Во время чтения романа перед нами постепенно раскрываются образы не только Онегина, Ленского, Татьяны и других главных героев произведения, но и образ автора. Особенно ярко он проявляет себя в многочисленных лирических отступлениях, которыми пронизан весь роман. В этих отступлениях Пушкин вводит нас
в свой душевный мир, раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Нередко они даже ярче переживаний героев романа, и это углубляет и обогащает произведение. Вместе с тем становятся понятнее и личности героев “Евгения Онегина”. В лирических отступлениях начинает проглядывать и тема декабристов. Она звучит в ссылках на реальных друзей автора и Онегина, в грустном прощании с декабристами – друзьями юности поэта. Расширению духовного мира персонажей служат и те отступления, в которых Пушкин говорит о своем творчестве, литературе и искусстве, о театре.
От начала к концу романа автор меняет свои настроения, потому что за семь лет создания книги в стране произошли значительные события. Особенно это заметно в тех главах произведения, которые написаны под влиянием разгрома декабристов и их казнями и ссылками. Лирические отступления наполняются скорбными раздумьями поэта над жизнью. Единственным утешением для него является творчество:
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта.
Пушкин “связывает” себя со своим произведением в стихах: он называет Онегина своим добрым приятелем, говорит, что подружился с ним тогда, когда Евгений разочаровался в светской жизни. Реалистический роман в стихах превращается в роман-дневник, но это нисколько не мешает объективному и правдивому изображению действительности.
Очень точно сказал В. Г. Белинский о роли автора в этом романе: “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.



spacer
Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”