«Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

«Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…» — такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский.
Обычно герой романтической поэмы с первых же строк представляется человеком исключительной и драматической судьбы. Пушкин же начал с того, что заявил новый образ героя. Это не исключительная личность, не загадочная натура, не злодей, но и не образец всех добродетелей. Это обыкновенный человек, один из тех, с кем читатель не раз встречался в обычной жизни. И даже знакомство с героем подчеркнуто прозаично: Онегин мчится на почтовых из столицы в деревню, где умирает дядя, оставивший ему наследство. При этом герой довольно откровенно рассуждает о предстоящей ему необходимости:
Полуживого забавлять,
Печально подносить лекарства,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет себя!
Первые же строки романа раскрывают новую природу героя. Среда, к которой принадлежит Онегин, формировала его мораль, его интересы, вкусы и убеждения. Отец героя жил долгами и к вопросу о воспитании сына подошел, как все. Онегин получил поверхностное светское образование, что было нормой в то время. Среда определила и род занятий молодого дворянина — светская жизнь. Не подготовленный ни к какому делу, он проводит свою жизнь в праздности и в наскучивших ему развлечениях высшего света.
Стойкое разочарование Онегина в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается с настроением романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности — в мир мечты, фантастики.
Событийная сторона романа начинается с того, что, получив наследство от дяди, Онегин становится помещиком и покидает столицу. Описывая городской распорядок дня Онегина, Пушкин показывает, что культура столичного дворянства обезличена, лишена национальных основ. И праздный образ жизни Онегина, его бездеятельность, способность лицемерить и злословить — это плоды воспитания этой средой, ее губительное влияние.
При этом Онегин остается яркой индивидуальностью. У него ироничный, острый ум, он трезво мыслит, требователен к себе. Недовольство условиями жизни и собой, озлобленность на людей — это тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким отношением к окружающим недоволен в том числе и собой.
Испытывая героя, Пушкин задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?». И отвечает: «Нет, рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». Но ведь светская жизнь не убила в Онегине чувства, только отвратила от бесплодных страстей и мелочных развлечений.
И все же следует признать, что характер воззрений Онегина обозначен лишь штрихами. Его сомнения и душевная пустота лишены идейной ясности, «скука», «охлажденный ум», угрюмость, «хандра» — все это лишь намеки на то, что действительно испытывал герой. Идейный кризис, пережитый Пушкиным, не позволял ему придать убеждениям Онегина политическую окраску. Поэтому, характеризуя убеждения героя, поэт остановился на полпути. Подчеркнул лишь равнодушие Онегина к тем благам жизни, которые предоставлены ему по праву рождения.
Став помещиком, Евгений вступил наконец на поле определенной деятельности. Хозяйственные распоряжения Онегина впервые начинают раскрывать его общественную позицию:»Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Этот момент раскрывает отрицательное отношение Онегина к крепостному праву.
Почему же его чувства «остыли»? Уехав в деревню, порвав со светским обществом, в котором герой не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми. Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг Татьяну, так как выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые герой испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шепота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.
В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещенного дворянина, который сложился в России в 20-е годы 19 века. Поэт, как представитель интеллигенции, критически относился к правительственной политике, не желал служить царизму, не хотел встать в ряды грибоедовских «молчалиных». Однако, несмотря на все протесты и свою просвещенность, такие люди, как Онегин, стояли в стороне от общественной деятельности, что приводило их к бездейственности, к замыканию в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно привело Евгения к «душевной пустоте», лишило его жизнь высокой цели. Отсюда происходит равнодушие героя к любви, ибо для такого умного, как он, подобные чувства слишком обременительны.
Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы — более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками», — писал Герцен. На примере образа главного героя Пушкин продемонстрировал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени, — искания в отрыве от общества и народа.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
«Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)