Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А.. Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение универсальное. Недаром Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни» — этот роман рассматривает практически все важные вопросы, с которыми человек сталкивается на своем жизненном пути. Одним из таких вопросов является проблема влияния общества на жизнь личности — положительно оно или отрицательно, должен ли человек следовать законам социума и до какой степени?
Пушкин, как человек своего времени и своего социального круга, исследовал, прежде всего, дворянское — «высшее» — общество. Он показал, как оно влияет на главных героев произведения — Онегина, Татьяну, Автора.
Евгений Онегин — центральный персонаж романа в стихах. Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырех главах произведения. В авторском отступлении, вслед за этим описанием, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами. Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом.
В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни. Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина.
В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создается такими людьми, как бывший «глава повес» и «картежной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова — это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего. Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали.
В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включенной в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ. Контраст славного исторического прошлого этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску.
Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. «Между людей благоразумных» Онегин слывет «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, отказываться от всего, что так притягательно для большинства — значит притворяться.
Онегин, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), начал преодолевать свой эгоистический подход к людям. Он вновь «встречается» со светским обществом, однако на этот раз оказывается отвергнутым им. И это весьма закономерно — тот, кто живет истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом.
Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной. Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, воспитывалась вдали от общества. Следуя голосу своей души. Татьяна искала одиночества, дичилась людей:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Да и что она могла найти в обществе петушковых, пустяковых, гвоздиных? Татьяну воспитывали французские романы и «преданья старины глубокой». Поэт показывает, что и это — не самые лучшие воспитатели, однако благодаря своей «дикости» и внутренней целомудренности Татьяна смогла вырасти цельной и естественной натурой. Именно поэтому она решается первой признаться в своей искренней любви к Онегину («светская» девушка так никогда бы не поступила). Именно поэтому в дальнейшем Татьяна, выйдя замуж за нелюбимого мужчину, остается до конца верной ему.
Лишь внутренне чувство героини подсказывает ей, как надо поступить в той или иной ситуации — Татьяна не следует законам высшего общества, хотя является «светской львицей»:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Подтверждает мнение поэта о губительном воздействии светского общества на человека и история жизни Автора — полноценного члена романа. Мы узнаем, что он, как и Онегин, когда-то был рабом высшего света. Однако вскоре, как и главному герою, Автору стало пусто и неинтересно жить так, как проповедует светское общество. Именно поэтому в романе Автор иронизирует над установками и законами, которые царят в высшем свете. У него вызывают отторжение и презрение зависть, недоброжелательность, лицемерие, пошлость, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью («Чем меньше женщину мы любим…»; » Врагов имеет в мире всяк…»; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом…»; «Блажен, кто смолоду был молод…»).
Автор искренне верит в подлинные жизненные ценности — в свободу, дружбу, любовь, честь. Больше всего он ценит в людях душевную искренность и простоту.
Таким образом, общество в жизни героев романа «Евгений Онегин» играет, главным образом, отрицательную роль. Пушкин показывает нам, что высший свет «до мозга костей» лицемерен, неестествен, извращен. Он губит людей, которые зачастую являются рабами светского мнения, мнения окружающих людей. Только освободившись от влияния «людской молвы» и прислушиваясь к своим истинным потребностям, можно стать по-настоящему свободным и счастливым, обрести любовь, дружбу, душевную гармонию.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А.. Пушкина «Евгений Онегин»)