Почему Онегин с интересом слушал Ленского? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман Пушкина в стихах «Евгений Онегин» — это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нем каждого, кто, так или иначе, возвышается над средним уровнем. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов.

/> Все эти проблемы Пушкин виртуозно раскрыл на примере образа главного героя. Но гениальность романа состоит в том, что автор дает не однобокое освещение действительности, а развернутую картину реальности. Так, проблему воспитания молодежи вне России Пушкин ставит на примере другого героя — Владимира Ленского.
Именно поэтому на протяжении действия две фигуры полностью занимают поле читательского внимания: Онегин и Ленский. Переплетение судеб этих героев составляет сюжет романа.
Эти образы противопоставлены друг другу в романе. Сам автор говорит об их различности:
…Волна и камень,
Стихи и проза,
лед и пламень
Не столь различны меж собой…
И на самом деле, герои представляют собой противоположности.
Образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным появились Печорин (Лермонтова), Рудин (Тургенева). Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми».
Пушкин подчеркивает типичность Онегиных, их нежелание приспособиться к настоящей жизни. Не к жизни пышных зал, а к существованию сердца и настоящих благородных чувств.
И в то же время Пушкин разглядел особенности личности героя:
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Эта лестная характеристика, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед поединком (дуэль с Ленским) он явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности.
И вот, хотя и невольный, Онегин все же убийца. Это оставляет на нем неизгладимый отпечаток. Недаром позже он признается в письме Татьяне:
Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности: «Чего мне ждать? тоска, тоска!..»
Ленский в романе представляет собой антипод Онегина. Во-первых, ему 18 лет (Онегин старше); во-вторых, он мечтателен и пока еще искренен в проявлении своих чувств:
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Ленский, как настоящий влюбленный, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью он пишет Ольге последние стихи, а Онегин крепко спит… Евгений четко сознает, что жизнь — это не роман, в котором все на грани. А Владимир так нежен и неопытен и, можно сказать, чист в своих стремлениях, что он не видит разницы между своим собственным вымыслом и реальностью.
Но Ленский все же дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он еще совсем неопытен в этих делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова.
Вообще, появление на страницах романа Ленского и то, что он стал другом Евгения, — важный прием. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, все образы становятся ярче и драматичнее. Он как ребенок, устами которого глаголет истина. Его реакция на зло и предательство, конечно же, немного драматична, но она на самом деле показывает масштаб злодейства. Ленский, в отличие от Онегина, не способен идти на компромисс со своей совестью. А эта способность — самое главное, что отличает героев друг от друга.
Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является Владимир Ленский, который, с одной стороны, — антипод настоящему Евгению, а с другой — его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин говорит важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…». И пускай они «волна» и «камень», но суть их одинакова.