Земное и небесное в лирике Лермонтова. Выхожу один я на дорогу

Одно из последних стихотворений Михаила Юрьевича наряду со “Сном” признано предвестником его погибели. В нем не описываются подробности кончины поэта, но все произведение пронизано обреченностью, одиночеством, неизбежностью смерти и даже ее желанием, чтобы “забыться и заснуть”, чтобы достичь наконец “свободы и покоя”. Разумеется, речь идет о “Выхожу один я на дорогу”.
Грусть поэта, облаченная в стройные строки вкрадчивых слов, не может не передаться читателю, не предложить и ему размышления о его собственной смерти, о смерти в целом, о смерти этого печального служителя муз. Как же автору удалось столь точно выразить свое состояние?
Сначала лирический герой наслаждается ночным тихим пейзажем, гармонией природы на небе и на земле, и, казалось бы, сам спокоен и счастлив, но вот он вопрошает: “Что же мне так больно и так трудно?” Сам рассказчик недоумевает, отчего вокруг “торжественно и чудно”, а ему впору в могилу лезть. Вместе с ним озадачиваемся и мы. На контрасте равновесия окружающего мира и конфликта мира внутреннего впечатления усиливаются; в конце Лермонтов вновь возвращает нас к природе, увеличивая противопоставление. Противоположные эмоции возрастают с помощью риторических вопросов (“Жду ль чего?”), восклицательных предложений (“В небесах торжественно и чудно!”), инверсии (“не жаль мне прошлого ничуть”), повторов (“Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея…”), эпитетов (“холодным сном могилы”) тетрадь
Стихотворений Михаила Юрьевича. К примеру, “Как часто, пестрою толпою окружен”, казалось бы, рассказывает о том же самом. Значительная разница заключается в том, что поэт пребывает в противной ему атмосфере, душевный разлад понятен, если не очевиден. Вообще, почти все стихотворения Лермонтова написаны в одном настроении или не в столь контрастных чувствах, но не это, что и делает его несколько особенным.
Рассказчик выходит один на кремнистый путь. Вряд ли этот путь физический, скорее, это метафора жизненного пути, трудного, потому кремнистого, одинокого, потому путник один. Дуб, под которым предпочел бы он покоиться после смерти, является символом крепости жизни. Возможно, стоит воспринимать это, как уверенность в продолжении жизни после смерти – жизни в последствии свершенных деяний, в стихах поэта.
Некоторые считают, что главное в стихотворении – ощущение гармонии душевного состояния природы. Но более убедительная позиция в выборе темы – разлад и противостояние внутреннего “я” и внешней реальности. Ведь душевным терзанием героя посвящено столько же строк, чем картине природы, они занимаю основную часть, в то время как пейзажи открывают и закрывают стихотворение, имеют в фундаменте не столько саму природу, сколько символы, взятые из нее. Тот или иной душевный разлад переживает каждый из нас, может быть, именно поэтому “Выхожу один я на дорогу” считается одним из лучших стихотворений Михаила Юрьевича.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Земное и небесное в лирике Лермонтова. Выхожу один я на дорогу