Загадка русского мужика в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Нравственные проблемы встают перед каждым из героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» подчас с большей остротой, чем социальные (как, впрочем, и перед нами!). Осознание греха, способность к покаянию, искуплению вины страданиями и молитвой — вот что является, по мнению Некрасова, залогом нравственного здоровья. Отвергая богатство как одно из составляющих счастья, он, простой человек, выдвигает самыми главными условиями счастья покой души, чистую совесть и честь, то есть уважение окружающих. Забота о чистоте души едва не закончилась

для Гирина гибелью (попытка самоубийства), а Савелия увела из родных мест на покаяние в далекий монастырь. Жить по Совести, жить по Богу, жить по Правде — это ли не урок всем нам?

Но есть в нем иной крестьянский тип, названный страшным словом — холоп. Раб графа Переметьева говорит с пафосом, горделиво:
Я счастлив, видит бог!
У первого боярина,
У графа Переметьева,
Я был любимый раб,
Жена — раба любимая,
А дочка вместе с барышней
Училась и французскому
И всяким языкам,
Садится позволялось ей
В присутствии княжны…
Восхваляет холоп свою «благородную болезнь», подагру,

по которой он дворянин, и совсем не кажется преувеличением такое признание:
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал,
Напитки иностранные
Из рюмок допивал…
Холоп — это целый букет низких качеств: спеси, развращенности подачками с барского стола, высокомерного отношения к труду и людям труда, подобострастия и нежных чувств ко всему иностранному.
Холоп, холуй, хам, пес — синонимы у Некрасова. Рядом с рабом Переметьева встают разорители имения в главе «Крестьянка», загадившие садовые дорожки, отбившие носы и руки у великолепной парковой скульптуры, потерянные, голодные, неприкаянные, они тоскуют по барской «плетке». Вандализм имеет одну главную причину — уехал хозяин, долой и культуру! Поистине загадочен русский мужик! Умеет читать холоп «вывески питейные» да слово «воспрещается» — и большего душа не требует. Холопство, по Некрасову, еще страшнее, чем грех, чем пьянство и долготерпение, ибо разрушает личность в человеке.
Но с «холопом примерным Яковом верным» в главе «Пир — на весь мир» далеко не все так просто. Обидел парень Якова тем, что присмотрел себе молодую Аришу в наложницы — невесту племянника, Якова — Гриши. Едет с барином верный слуга, вожжи снимает, крестится: «Чур меня, сила нечистая!» Самое время рассчитаться за обиду. Читатель ждет закономерной развязки — убийства. Финал неожиданный: повесился Яков на глазах у барина, чтобы тот его помнил «до судного дня», мучился… Некрасов ставит перед собой и самые непростые вопросы: «Нужно ли бороться со злом силою? Прав ли Яков, убив не обидчика, а себя?»
Основная проблема поэмы — вопрос о возмездии тем, кто поставил себя над интересами крестьянства, надругавшись над христианской душой. Но что интересно: ни Савелий, ни Кудеяр, пролившие кровь, — не чувствуют себя «счастливыми», ибо кровь «брата», переступившего, заблудившегося, безбожного, мутит их души. Да, мотивы, двигающие Родионом Раскольниковым, Петром Верховенским, возомнившими себя «властелинами» настоящего, и мотивы, разрешившие некрасовский мужикам «кровь по совести», разные. В этом-то все и дело! Мотив покаяния, суда совести и искупления в поэме который раз напоминает нам о лирическом герое Некрасова и его нравственном императиве: «Живи по совести!»



spacer
Загадка русского мужика в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»