Изображение народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” погружает нас в мир русской крестьянской жизни. Автор, видевший своей главной художественной задачей изображение “горькой народной доли”, дает в поэме полную и многостороннюю картину русского крестьянства. Именно поэтому в “Кому на Руси жить хорошо” мы встречаем такое многообразие крестьянских типов, узнаем о мировоззрении, образе жизни, традициях, проблемах русского народа.
Надо сказать, что изображение крестьянства самым тесным образом связано у Некрасова с проблемой

счастья. Именно для поисков счастливых семеро мужиков отправляются в свое путешествие по Руси, которое дает нам возможность с эпическим размахом познакомиться со всеми сторонами русской жизни.
Важно, что ответ на вопрос “Кому на Руси жить хорошо?” складывается не сразу. Автор использует в своем произведении “принцип спирали”, где на каждом “витке” появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Именно это представление и раскрывает героя – проявляет нам его характер и сущность.
Так, самим мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: “Кабы нам только
хлебушка По полупуду в день…” Однако вскоре они начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке перед ними предстают “народные” герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным в жизни являются здоровье и сила – физическая и моральная. Иначе – просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку.
Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив “не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях”, а только в “благодушестве” и вере в Бога. Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни.
В противовес этому мнению высказывается другая героиня – старуха, у которой в огороде уродилось “реп до тысячи”. В этом – счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка – земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной.
Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой – каменотес – убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью.
С появлением в поэме Якима Нагого в произведение входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами (вспомним, что семья Якима из горящей избы в первую очередь выносит иконы и “картиночки”).
На следующем “витке” в произведении появляется Ермила Гирин. С его “помощью” в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья – уважение народное:
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Старик Савелий “дополняет” этот образ: он народный мститель и богатырь. Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье (убийство немца управляющего). Однако его сила не приносит ни позитивных результатов (каторга, несчастливая старость в доме сына, вина в смерти правнука), ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым.
Матрена Тимофеевна находится на следующем “витке” – она своеобразный женский вариант “счастливого” со своим толкованием проблемы: “Не дело – между бабами счастливого искать”.
Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей. Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы – физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой.
В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным “счастливцем”. Это “крестьянский сын” Гриша Добросклонов, который “лет пятнадцать… твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка”. Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества “честного дела”, чтоб “землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси”.
Таким образом, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов представляет нам большой спектр крестьянских типов – он показывает мужчин и женщин разных возрастов, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разными проблемами. Вопрос о счастье, который задают всем им мужики-правдоискатели, раскрывает каждого из них, позволяет понять суть каждого характера.
Поэт показывает, что, несмотря на все различие и многообразие крестьянских типов, всех их объединяет одно – неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие.



spacer
Изображение народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”