Трагизм человеческог существования в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»

Основной особенностью творчества Гюстава Флобера является глубокий психоанализ героев, исследование их души, их чувств. Его герои живут в своем мире, но каждый их них наделен своими, противоречивыми чувствами. В каждом герое, в каждой душе, созданной им самим, Флобер отыскивал что-то тонко-неуловимое, неподвластное объяснению. Он наделял героев особой поэтичностью, но при этом никогда не отходил от суровой правды жизни. Именно поэтому его героев можно встретить и сейчас, и даже найти их частичку в себе. Трагические противоречия, так часто встречающиеся

в героях произведений Флобера — необъяснимые чувства, которые присутствуют в сознании людей, но ими не замечаются — одна из главных черт главной героини романа «Госпожа Бовари».
Эмма Бовари — образ женщины ищущей, но потерянной в себе и в жизни, не способной отличить реальность от придуманных ею же образов. Среда, в которой жила Эмма повлияла на нее в первую очередь, и сам Флобер хотел в своем произведении вскрыть все пороки общества и воспитания. Выросшая в неестественной среде, изолированная от настоящей жизни, Эмма сама себя воспитала на романтических книгах, далеких от реальности. Жизнь героев
ее книг становилась жизнью самой Эммы, ведь настоящей жизни она и не знала. Со временем, Эмма настолько ушла в мир своих грез, что любые события из ее реальной жизни воспринимались ею в противоестественной форме. Например, смерть матери Эмма восприняла как повод для внешних изменений: «Эмма в глубине души была очень довольна, что сразу поднялась до того изысканного идеала безрадостного существования, который навсегда остается непостижимым идеалом для посредственных сердец». Отсюда ее «театральная пошлость»- не знавшая жизни и выросшая на любовных романах Эмма стала большее внимание уделять внешнему выражению, нежели выражению внутреннему, выражению сущности. И вся ее дальнейшая жизнь сводилась к одному — дотянуться до внешней формы. Это, на мой взгляд, и есть трагизм существования госпожи Бовари.
Всю дальнейшую жизнь Эмма ведет, словно повторяя жизнь своих книжных героинь — она ищет любви, оказывается обманутой и разочарованной в чувствах, не давших ей ту внешнюю роскошь, о которой она так мечтала, о которой она столько прочитала в книгах, словно переживая снова и снова. Заводит любовника, не видя разницы между понятием любить и иметь любовника. И снова разочарование в любви, и теперь уже ее духовные искания сводятся к одному только поиску чувственных наслаждений. Дальше — полнейшее разочарование, шаг за шагом разбиваются мечты и иллюзии Эммы об идеальной жизни. Постоянная ложь себе и людям приводят героиню к нравственному падению: «Вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением».
Но Флобер наделяет героиню и положительными качествами — она мечтает, у нее есть идеалы, к которым она стремится, она единственная из всех героев произведения не довольна и не может смириться с провинциальной жизнью, в которой ей просто тесно. Но все ее идеалы изначально пошлы, ибо воспитана Эмма на извращенном понимании жизни, на противоестественных примерах. Непонимание этого — ее трагедия, но не ее вина. И эта трагедия не только ее, но трагедия всего общества, описанного Флобером — низкие, пошлые идеалы, стремление к внешнему благополучию, роскоши, постоянная ложь и незнание, нежелание взглянуть в глаза настоящей жизни.



spacer
Трагизм человеческог существования в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»