Убийца… Такой приговор выносит справедливое общество главному герою романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, являющихся альфой и омегой психологии человечества — причинах и последствиях поступков.
Достоевский мастерски подходит к вопросу изображения души героя. Он постепенно разворачивает перед нами картину внутренних переживаний Раскольникова, сравнивая его состояние с состоянием душевнобольных, и, в то же время, пытаясь как бы объективно показать действительность.
Так, к примеру, можно говорить о ряде случайностей, которые утверждают Раскольникова в мысли о том, что старуху необходимо убить и что в этом убийстве нет ничего плохого. Вот Родион слышит случайный разговор в трактире, из которого узнает, что смерти процентщицы желает не только он. Старуха становится в его понимании бичом человечества, гнойником, который необходимо удалить. Потом герою легко попадает в руки топор — все обстоятельства за него.
Окружающие обстоятельства подталкивают Раскольникова к убийству. И он не может пройти мимо этих «знаков». Они, эти случайности, в конечном счете, начинают играть главную роль в разворачивающейся перед нами драме. Ведь именно они лишают Родиона последних сомнений по поводу того, необходимо ли совершать этот проступок. Не будь этих случайностей — кто знает, чем бы все закончилось…
Но, с другой стороны, Достоевский описывает происходящее так, что можно принять эти «знаки» за плод воображения героя, искусственно сформированные мозгом факты.
Этим автор желает подчеркнуть сложность психологии человека. Он убеждает читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же происшествие можно рассматривать с различных сторон. Ведь мог же Раскольников не отнести случайно подслушанный разговор к себе…
Но если бы не было благодатной почвы, то семена случайностей не дали бы всходов… Такой благодатной почвой для убийства можно считать статью Раскольникова об обыкновенных и необыкновенных людях. Читатель узнает о ней, когда Родион Романович встречается с Порфирием Петровичем, который читал эту статью.
Вообще одни из самых ярких психологических картин в «Преступлении и наказании» появляются тогда, когда на сцену выходит следователь. Раскольников понимает, что если он будет неправильно себя вести, то Порфирий Петрович будет подозревать его в причастности к убийству, поэтому каждый раз готовится к разговору.
Первая встреча двух будущих противников состоится только в третьей части романа. И их разговором начинается напряженнейшая идейная и психологическая борьба преступника и следователя. Раскольников сам направляется к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алены Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи.
Раскольников совершенно выдает себя, когда речь заходит о его статье, которую он написал полгода назад, а она только теперь была напечатана.
Порфирий Петрович сам вызывает Раскольникова на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения статьи, а именно утверждение, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Раскольников сначала нехотя, а затем все более разгорячаясь, забывая об осторожности, поясняет: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего».
Раскольников также утверждает, что необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели. Порфирий Петрович просит пояснить, как же можно отличить один разряд от другого: «Потому, согласитесь, если произойдет путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнет «устранять все препятствия, то тогда…». Родион начинает понимать, что следователь намекает именно на него, и поэтому уже с неподдельной ненавистью смотрит на Порфирия: «Фу, как это явно и нагло!».
Одним из самых главных моментов в эпизоде является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что, если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему, — опричь каторги». Эти слова героя стали пророческими. Наказание, которое определил себе сам Раскольников, оказалось намного страшнее каторги, на которую он в итоге попадает.
Вот они, последствия идеи Раскольникова — двойное убийство, угрызения совести, паранойя… Герой не ожидал, что будет именно так, в своей теории он предусмотрел все, кроме последствий… И действительно, не ошибся ли герой, считая себя «хозяином будущего»?