Поколение отцов в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Комедия Грибоедова “Горе от ума” была создана автором в особую, переходную эпоху – эпоху декабристов, эпоху столкновения крепостников и прогрессивно настроенного дворянства.
Величайшая заслуга автора в том, что эта борьба воспринимается нами не просто как явление конкретной эпохи. Это, прежде всего, борьба понятий, борьба старого с молодым, нового с закостеневшим.
Неожиданный приезд Александра Андреевича Чацкого сталкивает в доме Фамусова две эпохи: “век нынешний” и “век минувший”. Мы видим, что поколение отцов

продолжает жить по своим давно устоявшимся законам и обычаям: балы, обеды, ужины, забота о карьере. Самый ярый защитник “века минувшего” – Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте. В его образе наиболее полно отразились черты старого московского барства.
Нехитрая идеология этого человека раскрывается в разговоре с Чацким. Для Фамусова главные жизненные ценности – чины и богатства. И людей он также судит по количеству медалей и орденов, не принимая во внимание нравственные качества и ум.
Главная цель жизни фамусовского общества – “и награжденья брать и весело пожить”. Фамусов поучает
молодежь: “Учились бы, на старших глядя”. Его идеал человека – дядя Максим Петрович: “он не то на серебре, не то на золоте едал; сто человек к его услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, и при каком дворе!” Причем неважно, какой ценой достались эти блага. Главное и бесценное человеческое качество – уметь “сгибаться вперегиб”, подличать и пресмыкаться, а также не иметь собственного мнения или, боже упаси, каких-то новых мыслей. Фамусов с восторгом рассказывает о том, как дядя сумел использовать для блага даже конфуз, случившийся при дворе императрицы. Сделав из себя посмешище, дядя сумел добиться и чина, и пенсии.
Это чинопоклонство и подличанье Фамусов называет мудростью. Так живут все, а потому те, кто не желает “прислуживаться”, по его мнению, глупцы и вообще государственно опасные люди.
В таком обществе нельзя иметь собственное мнение, если не имеешь чинов. Во всем нужно ориентироваться на богатых и именитых людей. Неслучайно в финале Фамусов восклицает: “Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!”
Он агрессивно защищает устои старого мира. Все в нем живут, паразитируя на других, на чести, на совести, на долге перед отечеством. Трудно вообразить себе, через скольких перешагнули московские тузы ради чина! И разве Фамусов или Скалозуб служат Родине? Хотя Павел Афанасьевич – государственный человек, служит он формально – подписывает бумаги, не читая их. Неделя этого чиновника заполнена обедами и ужинами. На службе он окружен родственниками:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Как станешь представлять к крестику ль, к местечку:
Ну как не порадеть родному человечку!
Жизнь Фамусова удивительно пуста в духовной точки зрения. Он ярый ненавистник просвещения, считает его основным источником вольнодумства:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чем занят ум этого человека? Разговорами о благах и путях их зарабатывания, обсуждением чужих богатств, осуждением молодежи да мыслью о том, как бы выгоднее выдать дочь замуж. “Кто беден – тот тебе не пара” – внушает он дочери. Вот почему Скалозуб – идеальный жених:
Известный человек, солидный
И знаков тьму отличья нахватал;
И не по летам и чин завидный
Не ныне-завтра генерал.
Фамусова не интересует. Что полковник глуп, груб, умеет рассуждать лишь о службе и орденах. Но в характере Скалозуба обнаруживается еще одна черта – хищность и подлость. Вот как он стал полковником:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Это истинный философ, когда речь заходит о каналах “добычи” чинов. Его заветная цель – сделаться генералом. Скалозуб заслуживает полного и безоговорочного одобрения Фамусова.
Также на хорошем счету у этого московского туза и Мочалин. В соответствии с принципом классической трагедии, у этого человека “говорящая” фамилия. Умение промолчать, а также умеренность и аккуратность – достоинства, особо почитаемые в фамусовском обществе. Поэтому он и оказался на службе у Павла Афанасьевича, хотя и не доводится ему родней.
При встрече с Чацким Молчалин разговаривает с ним в тоне снисходительного участия (“Вам не дались чины, по службе неуспех?”), даже с сознанием собственного превосходства. Чацкий открыто издевается над ним, но Молчалин в силу своей ограниченности не понимает этого. Он в курсе всех новостей и суждений, всех московских сплетен: где и что можно добыть (у Татьяны Юрьевны, например).
Молчалин услужлив, льстив. Ему нет равных в искусстве поднять платок, поставить стул, погладить шпица влиятельной старухи, с похвалой отозваться о том, о чем все отзываются также.
Поэтому Молчалин так успешно продвигается по службе. Он незаменим. Это образ приспособленца, главное достоинство которого в глазах окружающих – говорить то, что от него хотят услышать. На самом же деле за его скромностью, уступчивостью скрывается беспринципность и безнравственность, пустота. Мы видим, как он открывает свое истинное лицо: даже искреннюю любовь Софьи он пытался использовать в корыстных целях.
В обществе фамусовых и молчалиных Чацкий – единственный здравомыслящий человек на двадцать пять глупцов, по признанию автора. Это герой естественно и закономерно объявлен сумасшедшим за то, что посмел судить устои старого мира: слепое подражание Западу, бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, ненависть к просвещению, раболепство, умственный застой. Он изгнан фамусовским обществом, но, как замечал Гончаров, “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”.



spacer
Поколение отцов в комедии Грибоедова “Горе от ума”