Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Прав был Веловецкий, когда сказал: «Судьба дорого продает то, что она обещает дать». Судьба подарила Ларисе Огудаловой чуткое и нежное сердце, способное любить и стремиться быть любимой, способное искать свое настоящее призвание и цельное счастье. Но за все это Лариса платит очень высокую цену. И цена эта — прозрение.
Лариса получила дворянское воспитание. Но семья Огудаловых, когда-то богатая и уважаемая, обеднела, что, в общем-то, в духе того времени, когда силу набирает богатое купечество, а дворяне вынуждены продавать свой титул тем, кого некогда считали плебеями. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее лесть и хитрость — основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом.
Лариса — младшая дочь, последняя оставшаяся в доме, и матери надо «сбыть ее с рук», даже не претендуя на большую удачу. Через всю драму проходит мотив торговли, которым определяются, в сущности, все отношения персонажей друг с другом. Деньги, их наличие или отсутствие, задают теперь ценность человеку. В мире, где все покупается и продается, нет места простому, человеческому, нет места искренности и настоящей любви.
В этом мире живет и Лариса, и ее семья. «Человеку нечего делать с законами, как только подчиняться им», — так лаконично определил Хорслей свободу человека в обществе. Неважно, какую полярность обрели эти законы, но все должны им подчиняться. А что Лариса? Да, она довольно культурная, образованная девушка. В ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними ее свойствами — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. В каком-то смысле ей даже чужд мир, окружающий ее, но она не противостоит ему.
Да, героиня хочет иного, она хочет настоящего чувства, но светскость у нее в крови. Тот мир, которому Лариса принадлежит, это и ее мир тоже, вне его она себя не мыслит. И даже объект ее страстной, казалось бы, искренней любви — человек ее мира. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непринужденности для нее оскорбительно.
Зададимся вопросом — почему столь проницательная и чуткая девушка, как Лариса, смогла так самозабвенно довериться человеку, который уже предал ее однажды? Еще перед помолвкой Ларисы с бедным чиновником Карандышевым Паратов (страстное увлечение Ларисы) целых два месяца ездит к Огудаловым и, наконец, «отбив всех женихов», исчезает из города.
Несмотря на все свои иллюзии, Лариса смогла-таки трезво оценить безысходность своего положения. В сущности, Лариса Огудалова тоже вступает в торговую сделку: за свою красоту и светскость хочет получить преданную любовь, положение замужней женщины и жизнь в сельском уединении, которую она представляет себе совсем в духе сентиментальных романов. Но героиня промахнулась, думая, что Карандышев ее любит. Нет, он покупает ее, покупает, чтобы утолить свои амбиции. В мире торговых сделок нет любви. Ларисе суждено неизменно вызывать именно торговый ажиотаж, она не может найти бескорыстной и честной любви. Девушка разочарована и, пренебрегая собственным достоинством, бежит с Паратовым и его богатыми гостями за Волгу, на ночной пикник.
Созданный ею когда-то образ Паратова («Сергей Сергеевич… Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя») теперь, в положении ее полнейшей безысходности, манит Ларису последней надеждой. Но, увы, здесь следует повториться, что в мире денег нет места любви и доверию. Паратов сам продается за пятьсот тысяч богатой невесте, а на своем так называемом «прощании с волюшкой» просто покупает Ларису, как цыганку для кутежа.
Но будем достоверными и не станем утверждать, что только в последних сценах Лариса осознала свое истинное положение. Она знала его с самого начала, знала и ничего не хотела предпринимать. По сути, она давно уже смирилась со своим положением «вещи», лежащей на прилавке замужества. В конце героиня просто поняла, что обманывать себя бессмысленно. Наконец, Лариса призналась сама себе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь!»
Она никого не винит, да и нужно ли ей это? «Видно, от своей судьбы не уйдешь!» — говорит героиня матери. Она так упорно пыталась обмануть судьбу, что не заметила, как потеряла себя. У девушки больше нет сил сопротивляться. Горькая ирония — стать хотя бы дорогой вещью. Ирония над собственной смертью.
Спустя много лет уже однофамилец Александра Николаевича — Николай Островский — скажет: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной». Быть может, смерть — слишком легкий выход из положения. И, значит, иной путь все-таки был? Как знать…



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница»