Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”)

“Бесприданница” А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой.
На мой взгляд, любовь в “Бесприданнице” – символическое, многозначное понятие. “Я любви искала и не нашла” – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в виду любовь-сочувствие, любовь-понимание, любовь-жалость. В жизни Ларисы такую, настоящую, любовь вытеснила “любовь”, выставленная на продажу,

любовь-товар.
Важно, что торг в пьесе идет именно из-за Огудаловой. Купить такую “любовь” может только тот, у кого больше денег. Для “европеизированных” купцов Кнурова и Вожеватова любовь Ларисы – предмет роскоши, который покупается для того, чтобы с “европейским” шиком обставить свою жизнь. Мелочность и расчетливость этих “просвещенных” людей проявляется не в самозабвенной ругани из-за копейки, а именно в безобразном любовном торге.
“Облезлый барин” Сергей Сергеевич Паратов, самый экстравагантный и бесшабашный герой, – фигура пародийная. Это “купеческий Печорин”, сердцеед
со склонностью к мелодраматическим эффектам. Свои отношения с Ларисой Огудаловой он считает любовным экспериментом. “Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц”, – откровенничает Паратов. Любовь, по его мнению, годится только “для домашнего обихода”.
Собственная паратовская “езда в остров любви” с бесприданницей Ларисой была недолгой. Ее сменили шумные кутежи с цыганами и женитьба на богатой невесте, точнее, на ее приданом – золотых приисках. “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”, – таков жизненный принцип Паратова, нового “героя нашего времени”.
Жених Ларисы, жалкий “чудак” Карандышев, ставший ее убийцей, – личность комичная и в то же время зловещая. В нем перемешаны, казалось бы, несовместимые черты. Это и окарикатуренный Отелло, пародийный “благородный” разбойник (на костюмированном вечере “оделся разбойником, взял топор в руки и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича”) и одновременно “мещанин во дворянстве”.
Его идеал – “экипаж с музыкой”, роскошная квартира и обеды. Это амбициозный чиновник, попавший на разгульный купеческий пир, где ему достался незаслуженный приз – красавица Лариса. Любовь Карандышева, “запасного” жениха, – это любовь-тщеславие, любовь-покровительство. Для него Лариса тоже “вещь”, которой он кичится, предъявляя всему городу. Сама героиня пьесы воспринимает любовь Карандышева как унижение, оскорбление: “Как вы мне противны, кабы вы знали!… Для меня самое тяжкое оскорбление – это ваше покровительство; ни от кого никаких других оскорблений мне не было”.
Главная черта, проступающая в облике и поведении Карандышева, вполне “чеховская”. Это пошлость. Именно она придает фигуре чиновника мрачный, зловещий колорит, несмотря на его заурядность по сравнению с другими участниками любовного торга. Ларису убивает не провинциальный “Отелло”, жалкий комедиант, а воплощенная в нем пошлость, которая стала для героини единственной альтернативой любви.
А какова же сама Огудалова? На мой взгляд, ни одна психологическая черта в ней не достигла завершенности. Ее душа наполнена темными, смутными, не до конца понятными ей самой порывами и страстями. Лариса не способна сделать выбор, принять или проклясть тот мир, в котором живет. Думая о самоубийстве, Огудалова так и не смогла броситься в Волгу, как Катерина.
Однако и жить так, как она жила, героиня больше не могла. Именно поэтому она благодарит презираемого ею Карандышева за то, что тот совершил: “Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!… Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…” Кажется, что только теперь, как это ни парадоксально и ни ужасно, Лариса почувствовала к Юлию Капитонычу какую-то нежность. Героиня осознала себя свободной от того мира пошлости и бездушности, избавиться от которого у нее не было сил и смелости.
Интересно, что именно пошлость, убившая Ларису, сделала ее в последние мгновения жизни героиней трагической, возвысившейся над всеми персонажами. Ее никто не полюбил так, как ей хотелось бы, она же умирает со словами прощения и любви тем людям, которые чуть было не заставили ее отречься от самого главного в ее жизни – от любви: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю”.
Таким образом, Лариса, тонкая ранимая душа, волею судеб попавшая в губящий ее мир пошлости и обыденности, умирает. Она погибает от рук своего жениха и благодарит его за это – за избавление от той жизни, перенести которую она была не в состоянии.



spacer
Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”)