Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)

“Бесприданница” (1878 г.) является лучшей и самой известной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского. Эта психологическая драма рисует судьбу красивой, но небогатой девушки в мире, где главной ценностью являются деньги. Романтические мечты Ларисы Огудаловой о яркой, полной красоты и счастья, жизни разбиваются о цинизм и амбиции окружающих ее людей. Пьеса заканчивается гибелью героини, искренне полагающей, что смерть – лучший выход для нее.
Уже с самого начала произведения мы понимаем, что Лариса несчастна. Она любит богатого

барина Сергея Сергеевича Паратова, который вскружил девушке голову и вскоре уехал. Мать героини изо всех сил хочет выдать дочку замуж. Она старается найти Ларисе богатого жениха, собирая у себя в доме вечера, на которые приглашаются холостые мужчины города. По определению старого знакомого Ларисы Вожеватова, “у них в доме на базар похоже”.
Несколько раз поиски жениха заканчивались скандалом: к героине сватался вечно пьяный управляющий, сорил украденными деньгами мошенник-кассир. Ларисе было невыносимо терпеть все это. Она решается выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоновича Карандышева, самолюбивого
и завистливого человечка, гордящегося тем, что у него такая красивая невеста.
В 4-ом явлении I действия пьесы происходит разговор между Ларисой и Карандышевым. Героиня умоляет своего жениха увезти ее в деревню, подальше от мучительных воспоминаний. Но Юлий Капитонович не слышит Ларису: он охвачен самолюбивой ревностью к Вожеватову. Жених вынуждает героиню оправдываться и объясняться. В запале Карандышев обижает Ларису, в очередной раз припоминая ей ее образ жизни дома: “Был цыганский табор-с, вот что было”. Лариса не понимает, для чего жених постоянно попрекает ее “цыганской жизнью” – ведь она вынуждена была так жить по приказу маменьки. А теперь героиня хочет “тишины и уединения”. Именно поэтому она выбрала невзрачного Карандышева: других достоинств она в нем не видит.
Лариса говорит Юлию Капитоновичу: “Я еще только хочу полюбить вас…Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской!”
Незаметно разговор переходит на Сергея Сергеевича Паратова, возлюбленного Ларисы. Героиня не осуждает его за то, что тот ее бросил: “Это уж мое дело… я боюсь и не смею осуждать его…” Она считает Паратова самым лучшим на свете, не в пример выше Карандышева: “С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление…Сергей Сергеич…это идеал мужчины…это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!”
В качестве примера необыкновенной смелости и дерзости Паратова Лариса приводит случай, который показывает, что девушка ослеплена своей любовью и не видит истинного лица “шикарного барина”. Она вспоминает, что Сергей Сергеич стрелял в монету, находящуюся у нее в руке, со словами: “Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая мне дороже всего на свете, и не побледнею”. Паратов выбил монету из пальцев героини, и ни один мускул не дрогнул на его лице.
Хладнокровие и равнодушие героя Лариса считает признаком его уверенности и силы, перед которыми она не может устоять: “Да разве можно его не послушать? Да разве можно быть в нем неуверенной?” Кроме того, по словам девушки, Паратов добр и щедр: “Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним”. Но, на мой взгляд, такая щедрость объясняется совсем не добротой Сергея Сергеевича. Просто этот барин любит пустить пыль в глаза, особенно перед такой хорошенькой девушкой, как Лариса.
В характеристике Паратова оказывается прав, по-моему, Карандышев, когда говорит, что у Сергея Сергеича “сердца нет, оттого он так и смел”. Но Лариса ничего не хочет слушать. Она прямо говорит Юлию Капитонычу, что “…если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…”
Героиня уверена, что Паратов больше не появится в Бряхимове. Но ее слова опровергает пушечный выстрел, раздающийся с Волги. Лариса еще не знает, что это стреляют в честь приезда “шикарного барина” и что этот приезд станет роковым в ее жизни. Как будто предчувствуя недоброе, она смотрит вниз, на мощеную камнем площадку и заговаривает с Карандышевым о смерти. Тот поскорее уводит Ларису, не зная еще, что станет виновником ее гибели.
Разговор Ларисы с Карандышевым в начале пьесы создает психологические портреты героев. Мы узнаем о душевном состоянии Ларисы, о том, что она переживает тяжелый момент в своей жизни и что ей требуется поддержка и помощь, которых она не может найти ни у кого из своих знакомых, включая Карандышева. Юлий Капитоныч попросту не понимает свою невесту. Он поглощен болезненной ревностью, желанием самоутвердиться, доказать, что и он не хуже других, – Паратова или Вожеватова, например.
Из разговора героев становится ясно отношение Ларисы к Карандышеву и Паратову, заблуждение девушки относительно богатого барина.
В эпизоде разговора четко прослеживается мотив тревоги, усиленный ремаркой: “На Волге пушечный выстрел”. Именно после него героиня начинает говорить о смерти, как бы предчувствуя свою судьбу.



spacer
Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)