Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)

«Бесприданница» (1878 г.) является лучшей и самой известной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского. Эта психологическая драма рисует судьбу красивой, но небогатой девушки в мире, где главной ценностью являются деньги. Романтические мечты Ларисы Огудаловой о яркой, полной красоты и счастья, жизни разбиваются о цинизм и амбиции окружающих ее людей. Пьеса заканчивается гибелью героини, искренне полагающей, что смерть — лучший выход для нее.
Уже с самого начала произведения мы понимаем, что Лариса несчастна. Она любит богатого барина Сергея Сергеевича Паратова, который вскружил девушке голову и вскоре уехал. Мать героини изо всех сил хочет выдать дочку замуж. Она старается найти Ларисе богатого жениха, собирая у себя в доме вечера, на которые приглашаются холостые мужчины города. По определению старого знакомого Ларисы Вожеватова, «у них в доме на базар похоже».
Несколько раз поиски жениха заканчивались скандалом: к героине сватался вечно пьяный управляющий, сорил украденными деньгами мошенник-кассир. Ларисе было невыносимо терпеть все это. Она решается выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоновича Карандышева, самолюбивого и завистливого человечка, гордящегося тем, что у него такая красивая невеста.
В 4-ом явлении I действия пьесы происходит разговор между Ларисой и Карандышевым. Героиня умоляет своего жениха увезти ее в деревню, подальше от мучительных воспоминаний. Но Юлий Капитонович не слышит Ларису: он охвачен самолюбивой ревностью к Вожеватову. Жених вынуждает героиню оправдываться и объясняться. В запале Карандышев обижает Ларису, в очередной раз припоминая ей ее образ жизни дома: «Был цыганский табор-с, вот что было». Лариса не понимает, для чего жених постоянно попрекает ее «цыганской жизнью» — ведь она вынуждена была так жить по приказу маменьки. А теперь героиня хочет «тишины и уединения». Именно поэтому она выбрала невзрачного Карандышева: других достоинств она в нем не видит.
Лариса говорит Юлию Капитоновичу: «Я еще только хочу полюбить вас…Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской!»
Незаметно разговор переходит на Сергея Сергеевича Паратова, возлюбленного Ларисы. Героиня не осуждает его за то, что тот ее бросил: «Это уж мое дело… я боюсь и не смею осуждать его…» Она считает Паратова самым лучшим на свете, не в пример выше Карандышева: «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление…Сергей Сергеич…это идеал мужчины…это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мною!»
В качестве примера необыкновенной смелости и дерзости Паратова Лариса приводит случай, который показывает, что девушка ослеплена своей любовью и не видит истинного лица «шикарного барина». Она вспоминает, что Сергей Сергеич стрелял в монету, находящуюся у нее в руке, со словами: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая мне дороже всего на свете, и не побледнею». Паратов выбил монету из пальцев героини, и ни один мускул не дрогнул на его лице.
Хладнокровие и равнодушие героя Лариса считает признаком его уверенности и силы, перед которыми она не может устоять: «Да разве можно его не послушать? Да разве можно быть в нем неуверенной?» Кроме того, по словам девушки, Паратов добр и щедр: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним». Но, на мой взгляд, такая щедрость объясняется совсем не добротой Сергея Сергеевича. Просто этот барин любит пустить пыль в глаза, особенно перед такой хорошенькой девушкой, как Лариса.
В характеристике Паратова оказывается прав, по-моему, Карандышев, когда говорит, что у Сергея Сергеича «сердца нет, оттого он так и смел». Но Лариса ничего не хочет слушать. Она прямо говорит Юлию Капитонычу, что «…если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…»
Героиня уверена, что Паратов больше не появится в Бряхимове. Но ее слова опровергает пушечный выстрел, раздающийся с Волги. Лариса еще не знает, что это стреляют в честь приезда «шикарного барина» и что этот приезд станет роковым в ее жизни. Как будто предчувствуя недоброе, она смотрит вниз, на мощеную камнем площадку и заговаривает с Карандышевым о смерти. Тот поскорее уводит Ларису, не зная еще, что станет виновником ее гибели.
Разговор Ларисы с Карандышевым в начале пьесы создает психологические портреты героев. Мы узнаем о душевном состоянии Ларисы, о том, что она переживает тяжелый момент в своей жизни и что ей требуется поддержка и помощь, которых она не может найти ни у кого из своих знакомых, включая Карандышева. Юлий Капитоныч попросту не понимает свою невесту. Он поглощен болезненной ревностью, желанием самоутвердиться, доказать, что и он не хуже других, — Паратова или Вожеватова, например.
Из разговора героев становится ясно отношение Ларисы к Карандышеву и Паратову, заблуждение девушки относительно богатого барина.
В эпизоде разговора четко прослеживается мотив тревоги, усиленный ремаркой: «На Волге пушечный выстрел». Именно после него героиня начинает говорить о смерти, как бы предчувствуя свою судьбу.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)